Куртуазия (фр. courtois — учтивый, рыцарский) — система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен был обладать придворный в Средние века.
Куртуазная любовь — средневековая европейская литературная концепция любви, основанная на идее благородного поведения.
Викторианская эпоха — период правления королевы Виктории, длившийся с 1837 по 1901 год. В этот период Великобритания выступала законодательницей моды и этики во всей Европе.
Конечно, если бы в вопросе шла речь о сравнении правил поведения средневекового рыцаря и викторианского джентльмена, было бы проще. Создание определенного кодекса и даже их многообразие вполне ожидаемо, так как оба явления были яркими и исторически относительно длительными. И потом, никто не отнимет у людей желание составлять регламенты…
Мы могли бы, например, взять известную «Песнь о Роланде» (конец XI – начало XII вв.) и прочитать там довольно большой набор правил:
- Бояться Бога и поддерживать Его Церковь
- Служить сюзерену доблестью и верой
- Защищать слабых и беззащитных
- Помогать вдовам и сиротам.
- Воздерживаться от необоснованных оскорблений
- Жить по чести и во славу господа.
- Презирать денежное вознаграждение
- Бороться за всеобщее благополучие
- Подчиняться тем, кто наделен властью
- На страже чести товарищей-рыцарей
- Сторониться несправедливости, подлости и обмана
- Хранить веру
- Всегда говорить правду
- Упорствовать до конца в любом начатом предприятии
- Уважать честь женщины
- Никогда не отказываться от вызова равного
- Никогда не поворачиваться спиной к врагу.
Викторианское общество было весьма впечатлено Средневековьем. Например, юные викторианские дамы играли в игры, в которых они притворялись девицами в беде и ждали молодых «рыцарей». Мало того, многие культурологи говорят, что именно викторианской эпохе мы обязаны романтизации образа средневекового рыцаря. И если «присвоение» поведенческого кодекса прошло более-менее безобидно, то корректировка под новые реалии принципов куртуазной любви средневекового рыцаря потребовала гораздо больших усилий.
Ну, посудите сами, как соответствовать 31 правилу, прописанных в XII в. в трактате «О любви» Андреасом Капелланусом (фамилия от должности: капеллан) на французский манер — Андре ле Шапелен. Среди них были и такие:
- Брак не должен быть препятствием для любви.
- Любовь не может существовать в человеке, который не может ревновать.
- Двойная любовь не может обязывать человека.
- Влюбленный должен соблюдать двухлетнее вдовство после смерти возлюбленной.
- Только настойчивость в любви может побудить ответную любовь.
- Любовь не может сосуществовать со скупостью.
- Публичное откровение о любви в большинстве случаев губительно для любви.
- Ценность любви соизмерима с трудностью ее достижения.
- Любовь подкрепляется ревностью.
- Двое мужчин могут любить одну женщину или две женщины одного мужчину.
Как показывают произведения, например, Джейн Остин или сестёр Бронте, с этими принципами викторианские джентльмены справлялись с разной степенью успешности. Самое же интересное в том, что многие современные исследователи рассматривают этот трактат как сатиру на куртуазную рыцарскую любовь.
Викторианский период, как известно, это время романтизма. Ухаживания за дамами считались традицией и пользовались большой популярностью. Вот только несколько указаний того времени, как строились отношения между мужчиной и женщиной.
- Ни одна незамужняя женщина не может обратиться к джентльмену без представления.
- При незамужних женщинах не велись непристойные разговоры.
- Женщина не могла принять мужчину дома, если была одна. В комнате должен был присутствовать еще один член семьи. Они даже не могли находиться в открытом экипаже.
- Физического контакта между женщиной и кавалером до брака не было.
- Викторианский этикет ухаживания разрешал мужчине коснуться женщины только в случае неровной дороги.
- Женщине, однако, позволялись некоторые вольности. Например, легкий флирт с поклонником.
- Незамужняя девушка никогда не станет встречаться с мужчиной ночью.
- Ни один джентльмен не должен приглашать девушку к себе домой.
И так далее. Но стоить помнить, что правила — одно, а жизнь — другое. Мне понравился вывод одного из исследователей. Утверждая, что викторианский моральный кодекс был основан на вере, милосердии и уважении, автор объясняет, что речь идет о вере в христианство, милосердии к людям, которых вы систематически подавляете, и уважении к людям, «которые были более успешными, чем вы».
Не без сарказма, но интересно.
Титульная иллюстрация: Эдмунд Блэр Лейтон, «Тристан и Изольда», 1902