Найти тему

Как играли на советских калькуляторах?

Оглавление

А еще придумывали с помощью калькуляторов сюжеты для рассказов и романов.

Недавно я нашёл подборку журналов «Техника молодежи» за 1980-е. Листая один из номеров, нарвался на рубрику «Клуб электронных игр», где читателям предлагали играть на микрокалькуляторах (!), но не на простых, а на программируемых. При этом они имели довольно примитивный по сегодняшним меркам дисплей, на котором отображались только цифры в одну строку. Как на нём можно играть?! В общем, это меня заинтриговало и я решил изучить тему поглубже. Делюсь своими находками с вами.

На каких калькуляторах играли и сколько они стоили?

В 1978 году выпустили первый в СССР программируемый калькулятор — «Электроника Б3-21». Для тех времен устройство было революционным: в него можно было записывать программы длиной до 60 шагов. Простой пример использования: чтобы решать квадратные уравнения пачками, нужно лишь вбить в память формулу, а затем подставлять числа и не нажимать по сто раз «плюс», «минус», «умножить» и так далее.

Однако за такие функции приходилось немало платить. Стоил калькулятор 350 рублей. При средней в стране зарплате около 200 рублей сумма для большинства граждан была неподъемной.

Первый советский программируемый калькулятор «Электроника Б3-21». Выпущен в 1978 году. Стоил 350 рублей. Источник фото: Википедия.
Первый советский программируемый калькулятор «Электроника Б3-21». Выпущен в 1978 году. Стоил 350 рублей. Источник фото: Википедия.

Однако уже через несколько лет на смену пришли более дешевые модели. Одной из самых популярных и доступных стала «Электроника МК-61», выпущенная в 1983 году. При стоимости в 85 рублей аппарат мог запоминать программы длиной до 105 шагов. Даже 85 рублей было многовато для многих граждан, но тем не менее калькулятор покупали активно. О чем говорит, например, то, что его выпускали 10 лет.

Более обширный список моделей можно найти на сайте музея советских калькуляторов.
«Электроника МК-61». Один из самых популярных программируемых советских  калькуляторов. Выпущен в 1983 году. Стоил 85 рублей. Источник фото: elektronika.su
«Электроника МК-61». Один из самых популярных программируемых советских калькуляторов. Выпущен в 1983 году. Стоил 85 рублей. Источник фото: elektronika.su

____________________________________________________________________________________

Еще статьи на канале:

_____________________________________________________________________________________

Где брали игры?

Игры для микрокалькуляторов представляли собой программы, которые пользователи сами вбивали в устройство. Их печатали в журналах «Техника Молодежи» (рубрика «Клуб электронных игр»), «Наука и жизнь» (рубрика «С микрокалькулятором в руках») и выпускали отдельные книги. Авторами игр выступали кандидаты и доктора технических наук, инженеры, писатели и даже действующие летчики-космонавты. Например, герой СССР летчик Ю.Н. Глазков был консультантом в «Технике Молодежи».

На фото программируемый калькулятор «Электроника Б3-34», книга с играми-программами и разворот журнала «Техника молодежи» с игрой. Источник фото: darudar.org
На фото программируемый калькулятор «Электроника Б3-34», книга с играми-программами и разворот журнала «Техника молодежи» с игрой. Источник фото: darudar.org

Во что можно играть на экране, где есть только цифры?

«Лунолёт» — одна самых популярных игр-программ. Её печатали в журнале «Техника Молодежи».

Суть заключалась в том, чтобы поднять корабль и посадить на планету так, чтобы и экипаж, и сам аппарат остались невредимыми. Для этого в калькулятор сначала вбивали программу. Затем в неё вносили начальные данные: ускорение свободного падения, массу корабля, количество топлива в баках, скорость, при которой экипаж испытывал экстремальные перегрузки и т.д. И, наконец, начиналась сама игра.

Процесс проходил так:

  1. Игрок вбивал количество топлива и время, за которое его израсходует. Например, пять литров за пять секунд.
  2. После чего калькулятор показывал, с какой скоростью летит корабль и сколько метров осталось до поверхности.
  3. На основании полученных данных игрок еще раз вбивал количество топлива и время. И так до тех пор, пока расстояние до земли не доходило до нуля, то есть до посадки аппарата.
  4. Если при посадке скорость судна превышала определенное значение (допустим, 5 м/с), корабль разбивался и игра была проиграна. Если скорость была ниже, игрок мог считать себя победителем.

Существовало несколько вариантов «Лунолета»: где-то нужно было посадить корабль на планету с атмосферой, где-то без и т.п. Для каждого была своя программа. Пример реальной игры можно посмотреть на видео ниже (с восьмой минуты).

Чтобы задача не сводилась к сухим подсчетам, игрока вводили в контекст с помощью полноценного рассказа, написанного автором-фантастом. То есть там были герои, попавшие в трудную ситуацию, и только от игрока и его знаний зависело, как они из этих ситуаций выберутся.

Например, в той же «Технике Молодежи» частями печатали фантастическую повесть «Путь к Земле», в которой профессиональный пилот и инженер пытаются вернуться с Луны на Землю в крохотном лунолёте «Кон-Тики». Конечно, помогали героям читатели с микрокалькуляторами.

Первая часть фантастической повести «Путь к Земле» в журнале «Техника Молодежи». Произведение было частью игры для калькулятора, заставляло переживать за героев и давало мотивацию к программированию.
Первая часть фантастической повести «Путь к Земле» в журнале «Техника Молодежи». Произведение было частью игры для калькулятора, заставляло переживать за героев и давало мотивацию к программированию.

Кроме «Лунолета» были популярны:

  • «Охота на лис». Логическая игра, где на поле 10 на 10 искали 5 «лис».
  • «Битва пчелы и овода». На поле определённого размера нужно было первым приблизиться к сопернику, за которого играл калькулятор. При этом нельзя было делать больше определённого количества шагов.
  • «Полёт шмеля». Здесь в реальном времени управляли полётом насекомого при помощи кнопок «градусы» и «радианы».
  • «Морской бой». Тот самый, на листочках. Только с калькулятором, который брал на себя роль противника.

А ещё можно было придумать игру самому. На форумах любителей электроники некоторые пользователи отмечают, что писали игры сами. Кроме того, мне удалось найти в одном из номеров «Техники молодежи» описание игры «Волки и овцы», которую прислал читатель. А на видео ниже вживую пишут игру на одном из советских программируемых калькуляторов.

Как с помощью калькуляторов придумывали сюжеты для рассказов?

Не игра, но не менее интересная программа — генератор сюжетов для фантастики. В журнале «Техника молодежи» напечатали таблицу с пронумерованными сюжетными поворотами. С помощью калькулятора выбирали случайный поворот и так строили общую канву произведения (герой полетел туда-то, с ним случилось то-то, затем он встретил того-то и т.д.)

Таблица для программы генератора сюжетов, которой пользовались с помощью программируемого калькулятор. Откройте изображение или увеличьте масштаб страницы, чтобы увидеть подробности.
Таблица для программы генератора сюжетов, которой пользовались с помощью программируемого калькулятор. Откройте изображение или увеличьте масштаб страницы, чтобы увидеть подробности.

А что после развала Союза?

После развала СССР для программируемых калькуляторов еще несколько лет продолжали создавать игры. Тематика их, конечно, резко изменилась: вместо других планет появились чужие районы, которые надо захватить; партии товара, которые надо отобрать; и даже секс, который нужно получить в злачных местах. Впрочем, это уже другая история. Если интересно узнать о постсоветских играх для калькуляторов, напишите в комментариях.

__________________________________________________________________________________

Надеюсь, статья вам понравилась. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями. F+ и Accesstyle также есть Вконтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.

Ноутбуки Fplus Flaptop

  • c мощными процессорами AMD и Intel,
  • ярким ips-экраном на 15,6 дюйма батареей,
  • батареей которая держит до 7 часов

В М.Видео ценник начинается от 29 990 рублей.

-8