Вопрос к батюшке:
Александр, 60 лет, просит рассказать об утренних и вечерних молитвах, как правильно читать, сколько раз, какие именно?
Вы знаете, у нас ведь есть молитвословы. Сегодня возможно в любой, можно сказать, церковной лавке или книжной лавке приобрести молитвословы. И ко мне тоже как-то обращались люди, говорят:
"Вот видите, вы обязательно какие-то определенные рамки создаёте".
Но почему? Ведь можно молиться, вот, знаете, как говорят, спонтанно, вот так вот, как у тебя на душе возникнет такое желание вот от себя лично обращаться к Богу.
Конечно, мы можем обращаться, но я часто говорю, что, молитвослов – это как букварь для ребёнка. Прежде чем читать серьёзные книги, ребёнок учится читать по букварю. Когда он научится читать по букварю, начнёт слагать слоги в слова, а потом будет уже слова складывать в предложения, а потом будет понимать смысл всего того прочитанного, что ему предоставилось.
Точно так же и в духовной жизни. Да, у нас есть практика, когда люди молятся от себя, но сегодня, в таком бушующем житейском море, когда у нас постоянно какие-то стрессы, у нас постоянно какие-то заботы, заботы о семье, заботы о детях, заботы о своем доме, какие-то производственные вопросы, и сосредоточиться на очень серьёзной молитве очень сложно. И подспорьем хорошим является как раз молитвослов.
И обратите внимание, в молитвослове есть утренние молитвы, есть вечерние молитвы, есть молитвы в течение дня, есть молитвы по каким-то особым случаям, там, о болящих, об усопших, в путь шествующим, вот, перед началом какого-то доброго дела, по окончании доброго дела, в начале учебы, по окончании учебы. Что касается утренних и вечерних молитв, вот есть у вас такой регламент или уже утвердившаяся, укоренившаяся практика.
Но преподобный Серафим Саровский, он, зная о занятости людей, рекомендовал даже своё правило, оно более сокращенное. И для тех, кто очень занят в семье, на производстве, на полях, он рекомендовал своё краткое правило. Но и здесь вы тоже можете посоветоваться со своим духовником или священником, он вам порекомендует, что необходимо.
Ну, конечно, начальные молитвы - это "Отче Наш", Символ Веры очень важен, помилование Божье очень важно, обратиться очень важно к Ангелу Хранителю, обратиться к Спасителю, к Матери Божьей, да, и нужно спросить у Бога благословения на предстоящий день, но и по окончанию дня то же самое попросить.
"Отче Наш", покаянные молитвы, обращение к Ангелу Хранителю. Вот. И самое важное в этом молитвенном правиле заключается в том, чтобы мы не уходили или не проводили день без обращения к Богу, чтобы мы не начинали свой день без благословения Божьего, и чтобы, отходя о ко сну, мы тоже спросили у Бога прощения за то, что мы, может быть, сделали не так или неправильно в прошедший день, и спросили у Бога благословения на предстоящую ночь, чтобы мы не ложились на постель и не засыпали без обращения к Богу.
Вот это чрезвычайно важно, чтобы мы всегда вручали себя в руки Божьи, чтобы мы всегда находились под покровом Божественным. Вот это чрезвычайно важно.
Не количество молитв важно для нас, а качество обращения к Богу.
Ну, и конечно, у нас есть практика совершения молитв в храме. Вы обратили внимание, наверное, у нас в храме читают как бы монотонно. Это совершенно не случайно. Это практика, опыт церкви, потому что разные люди приходят в храм с разным настроением.
У кого-то, как я иногда говорю, у кого-то, знаете, ребенок родился, у кого-то кто-то умер, кто-то приобрел что-то для дома, кто-то квартиру, кто-то машину, кто-то корову, а у кого-то беда, несчастье, у кого-то разбита машина, у кого-то, может быть, дом сгорел и так далее. И все с разными настроениями приходят в храм. И вот это монотонное чтение молитв, умиротворительное такое песнопение, оно, знаете, всех людей собирает и делает как бы единым целым.
Вот мы едиными устами и единым сердцем обращаемся к Богу в молитве. Знаете, вот такое монолитное состояние Духа всех верующих. Вот, а дома вы можете читать, можете читать так, как в храме читаете, а можете с выражением, можете с каким-то покаянным чувством обращаться к Богу.
Вот вы как бы один на один обращаясь к Богу, вот тут вы можете проявить свои какие-то чувства, или чувство покаяния, или чувство благодарности к Богу. Так что келейная молитва или домашняя молитва, она несколько отличная или отличительная от молитвы храмовой.
Так что здесь у вас уже есть свободный выбор: поступать так, как вам подскажет совесть и ваше сердце.
Текст основан на видео с канала "Анатолий Бобровский". Читайте ещё: