Здравствуйте, дорогие читатели и зрители канала "ОтЛичная Жизнь"!
Каждый раз, когда пишу такое приветствие, в голове возникает образ какой-то телевизионной передачи, где нечто подобное произносит ведущий))
Готовы продолжить историческую прогулку по нашему любимому Петербургу? Тогда предлагаю начинать без лишних вступлений.
Остановились мы здесь:
Возвращаемся на набережную реки Фонтанки и перед нами вырастает нарядное здание Малого театра или, как его еще тогда называли, Суворинский.
Да, Вы все верно поняли, это здание ныне нам известно как Большой драматический театр имени Товстоногова, или попросту БДТ. Но это теперь, а во время нашей прогулки (период с конца 1800-х и до революции 1917 года) это театр литературно-художественного общества, председателем которого был Алексей Суворин - известный деятель своего времени, писатель, издатель. Именно его издательству мы сегодня можем быть благодарны за кладезь исторических сведений, которые обнаруживаются в справочниках "Весь Петербург", сохранившихся в городских архивах.
В числе тех, кто состоял в литературно-художественном обществе Суворина был и князь Оболенский, который после развала империи, будучи в эмиграции, написал мемуары, на которые я ни раз ссылалась в статьях о Революции.
Видите на фото в правом нижнем углу паренек с ведерками? Скорее всего это кучер, и идет он к своей упряжке, которая тоже видна на фото прямо по его курсу. Воду, по всей вероятности, для поения лошади, он набрал в Фонтанке, где в т.ч. для этих целей были оборудованы специальные спуски.
Разумеется, спуски к воде были оборудованы не только для наполнения ведер для поения лошадей, в основном это были пристани. На фото выше как раз одна из таких - здесь же видны небольшие одно-двухместные весельные лодки для перевозки пассажиров, называемые яликами. А это красивое здание находилось по соседству с театром, и хоть входило в комплекс зданий Апраксина двора, все же являлось отдельным - рынком купца Леона Осиповича Линевича. В наши дни, к сожалению, здание утрачено.
А на этой фотографии уже можем видеть тот самый спуск-пристань, с которого наш кучер набирал воду.
Если же отвлечемся от театра и кучера, и взглянем на реку, то перед нами предстанет все та же картина, что и прежде - бесконечное нагромождение, груженных дровами, барок, живорыбные садки и снующие туда-сюда пароходики.
Ладно мы с Вами, сторонние наблюдатели, и можем, разглядывая старые фотографии, не совсем объективно делать выводы о загруженности реки. А вот, что писали о Фонтанке современники:
И если к баркам и дровам за время нашей прогулки мы уже привыкли, то купальни представляют интерес, особенно для нас современных.
Сложно поверить, но когда-то в Фонтанке купались! И не только в ней.
Купальни на Фонтанке представляли собой практически такие же деревянные плавучие баржи, которые использовались для размещения живорыбных садков (на фото). На барже оборудовали кабины для переодевания, а в середине в дощатом полу обустраивали что-то по типу бассейна, огороженного в воде деревянными или жестяными решетками - чтобы вода оставаясь проточной, не представляла опасности для людей (чтобы никто не утонул). Те же, кто плавал хорошо, могли окунуться в реку и вне оборудованного бассейна.
Были купальни и других модификаций - большой и плоский деревянный плот, по периметру которого оборудовали кабины для переодевания, а вся центральная часть была превращена в большой бассейн.
Купальни были весьма востребованы у горожан, особенно у небогатых, т.к. пользовались ими, как можно догадаться, не только для купания, но и для помывки. Только на Фонтанке в конце 19 - начале 20 веков было оборудовано более 10 купален. Все они были платными, но входной "билет" стоил всего 5 копеек.
А теперь представьте, какая в реке была вода: по соседству с купальней находится живорыбный садок, коптят дымом пассажирские пароходы, с разгружаемых барок летят фрагменты дров. Но самое интересное, что и это еще не всё)) Обычно рядом с купальней оборудовали плоты для стирки, где горожане "освежали" загрязнившиеся вещи.
И раз уж мы заговорили о чистоте, оказавшись тем временем у Горсткина моста, то снова свернем с нашего маршрута чуть в сторону. Почему? Да потому, что совсем рядом находится одна из популярнейших общественных бань.
Это бани Егорова, о которых я уже однажды рассказывала. Так как в конце 19 - начале 20 века только малая часть петербургских квартир была оборудована ванными комнатами, то мыться людям приходилось в том числе и в общественных банях.
Кроме того, существовала даже банная культура, а поход в подобные заведения порой приравнивался к приятному традиционному развлечению. Понятно, что бедный класс в банях все же лишь мылся, но вот люди побогаче воспринимали бани иначе - здесь парились и отдыхали, пили холодное пиво или квас, вели светские разговоры. Таких фешенебельных бань в старом Петербурге было несколько, но самыми роскошными из них были именно Егоровские, они же Центральные.
И раз уж мы оказались рядом, то предлагаю заглянуть внутрь.
Уже только по этой фотографии понятен масштаб заведения - роскошная парадная и швейцар, вышколенный обслуживающий персонал, ковровые дорожки и богато оформленные интерьеры.
Здесь имелись общие и отдельные зоны для переодевания и отдыха после процедур. Внутреннее убранство помещений было выполнено великолепно, дорого, роскошно - под стать непростым посетителям.
А посетителями были сплошь зажиточные купцы и мещане.
Уникальными для своего времени эти бани были еще и потому, что здесь была оборудована роскошная водолечебница и купальня, как бы сейчас сказали - СПА зона.
Такие первоклассные бани были дороги, а их стоимость могла доходить до 50 копеек за посещение, против 5 копеек в стандартных общественных банях.
В общем, место было знаковое, здорово, что мы сюда заглянули. А теперь возвращаемся на наш маршрут, чтобы продолжить прогулку, но уже на следующей неделе.
Спасибо, что составили компанию!
Другие статьи на тему старого Петербурга, собраны в специальной подборке: