Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Узнаем ли мы «иную» жизнь?

Есть мнение, что все проекции Мироздания (эфирные, тонкоматериальные, духовные) пронизаны жизнью во всём многообразии форм, – включая двумерные и плотные. Жизнь по всюду, – в элементарных частицах и галактических стенах. Даже планеты – одна из её форм… И это – интересное мнение. Не только для врачей. Пока медики размышляют над диагнозом, прочим, ознакомившись с данным мнением, не вредно задаться вопросом, что хорошо ли мы понимает, что такое «жизнь»?

-2

Это важный вопрос. У тех, кто понимает смысл слова «жизнь» плохо, нетвёрдо, – обязательно вот так будет. Как в комментарии.

Обычно, впрочем, люди хорошо понимают, что такое «жизнь», как её узнать, как её отличить от «не жизни», – ни с чем жизнь не спутают, – но редко сознают это. Жизнь – одна из фундаментальных категорий мышления, не требующих выражения через иные категории, ибо понимаемых интуитивно. Иллюстрацией данного тезиса может послужить захватывающая история открытия (и последующего закрытия) нанобактерий. Если кратко, сначала в метеоритах, а затем и в человеческих тканях, – и в минералах ещё, – были замечены структурированные наночастицы, способные к питанию и размножению, но при этом не обнаруживающие сходства с земными микроорганизмами даже по принципу действия. Частицы были твёрдыми и в основе их химии лежали процессы биоменерализации.

В итоге, наделав сенсацию, способные выживать в хондритах «нанобактерии» были опознаны, как конкреции, состоящие из гидроксифосфата кальция. Что тут такого? Подобная жизнедеятельности активность давно наблюдалась у кристаллов, например…

Пример, между тем, интересный и характерный. Частицы апатита были приняты за живые организмы… почему? Не из-за сходства с организмами известными. Изначально ясно было, что «нанобактерии» имеют не клеточное строение и не содержат ДНК. «Живыми» они казались, поскольку проявляли то, что представляется признаками жизни. Наблюдать можно было обмен веществ со средой, рост и «размножение».

...То есть, первое: жизнь, как мы – все, включая учёных, – её понимаем, обладает вполне определёнными признаками. Причём, нам известно какими именно. Всем. Даже если автора заскриненного комментария спросить, являются ли живыми маленькие упорядоченной формы колбочки, питающиеся, растущие, размножающиеся, – он согласится, что – да. Это признаки жизни.

-3

Более того, в отрыве от «признаков жизни» говорить о жизни – нельзя. В самом деле, если мы не условились о критериях отличия живого от неживого, почему не считать «живыми» планеты и отдельные электроны?.. И это хороший вопрос: почему. Я бы сказал, потому что в таком случае понятие «жизнь» просто теряет смысл. Если нет объективного критерия отличения её от «не жизни», – как таким понятием оперировать?

Не менее важен и второй аспект проблемы. Несмотря на наличие признаков жизни, биоморфные конкреции, всё-таки, не были формой жизни признаны. Следовательно, был ещё какой-то общепризнанный и общепонятный признак, отличающий живое – даже если оно небелковое, – то есть, «живое» в самом общем понимании, – от неживого. Был же.

Наследственность.

Именно отсутствие наследственности, – встроенного носителя информации о строении организма, – не позволило нанобактериям пройти тест. «Росли» и «размножались» апатитовые конкреции под воздействием внешних факторов, а не внутренней программы. Живое способно к саморазвитию, путём передачи свойств организма потомству, – если это ценные свойства. Конкреция такой способностью не обладает.

Наконец, третье, чему учит история с обнаружением жизни в метеоритах, – наши представления о живом не ограничены рамками, кроме вышеуказанных. Подозрения, что нанобактерии – форма жизни не были отброшены лишь на основании отсутствия сходства с уже известными формами жизни. Все что «проявляет признаки», будет считаться живым, пока не доказано обратное.

-4

И в последнем можно не сомневаться. Встретив жизнь в любой форме, человек немедленно узнает её. Может быть, ошибившись, – но именно как в случае с нанобактериями. Ошибка если и окажется совершена, то из-за принятия мёртвого за живое. Не наоборот.

Ещё в очень далёком прошлом, не слишком ещё даже обезьяноподобные предки человека учились на глаз отличать живое от мёртвого. И твёрдо усвоили методом проб и ошибок, что лучше десять раз принять бревно за крокодила, чем однажды крокодила за бревно.

Более подробно о том что мы знаем о внеземной жизни, – знаем заранее, даже ни разу её не встретив, – можно будет узнать из книги «Внеземная жизнь: От молекулы до разума», главы которой публикуются сейчас на моём канале на Бусти.