Мне, признаться, всегда странным этот факт казался. Африку и Европу, Марокко и Испанию разделяют всего каких-то там 15 км по морю. Казалось бы, возьми да и построй тут хороший автомобильный-железнодорожный мост. Наши вон Крымский мост построили через Керченский пролив, а там побольше расстояние - целых 18 км.
Однако нет. Моста между Марокко и Испанией поныне нет. И более того скажу вам, любезные читатели, в обозримом будущем даже и не предвидится. По сей день Гибралтарский пролив приходится, как во времена древних греков, пересекать на кораблях...
Ибо причин тут целая куча. Как природных, так и политических.
Начну с того, что Гибралтарский пролив сам по себе весьма глубок. Почти километров против 18-20 метров нашего Керченского. Он даже глубже Ла-Манша, через который тоже мост не построен.
Тут же протекает мощнейшее течение, проносящее около 110 триллионов кубических метров воды в год. То есть, три целых озера Байкал! Течение еще и очень разное - движется в одной части на восток, в другой на запад. Так Средиземноморье своего рода взаимодействует с Атлантикой.
В этом же районе Аравийская плита встречается со своей Евразийской подружкой. А значит - Гибралтарский пролив - зона повышенной сейсмической опасности. Подводные землетрясения в 3-6 баллов тут вообще не редкость. Что непременно нужно будет учесть при возведении здесь моста.
Представьте себе хотя б на минуту только какие же мощные и высоченные опоры тут должны быть построены, чтоб все это выдержать...!
Прикола ради скажу - опоры моста через Гибралтарский пролив в самом глубоком месте должны быть раз в полтора выше самого высокого здания в мире - дубайский небоскреб Бурдж-Халифа.
Так что это ж еще не все, скажу я вам, дорогие друзья. Только самое начало!
Нет, при современном уровне технологий можно и такой сложнейший мост возвести. Однако по расчет специалистов окупится строительство в лучшем случае через лет 150-200. И понятное дело, вложившиеся сегодня в такой мост бизнесмены уже вряд ли смогут воспользоваться плодами своих инвестиций. Ну разве что праправнуки их :)
Европейские бизнесмены и не особо видят финансовой выгоды строить мост в Африку - что такого ценного пойдет по этому мосту, что нельзя на корабле или пароме перевезти?
Не забываем, что европейцы по сей день не смогли построить мост, например, в куда более спокойном месте - с материковой Италии на Сицилию. Активно препятствуют пресловутые европейские коррупция, нерешительность, тамошние мафиозные группировки. Ибо для строительства надежного моста нужна надежная власть, крепкая рука и крепкий ум. А всего этого вышеперечисленного, сами понимаете, в сегодняшней Европе "цивилизованной" ох как не хватает!
Есть в этом вопросе и чисто политическая причина - до нельзя измученные наплывом мигрантов европейские государства крайне опасаются новой волны переселенцев из Африки, что весело двинется как раз по этому мосту... Прямо в первый же день его открытия. :)
Связываться с бедным полукриминальным Марокко более богатая Испания, и вообще вся Европа, тоже желанием не горит.
Испания тут всеми силами от Марокко отгораживается ныне, стены строит в Сеуте и Мелилье, в своих африканских анклавах. А вы говорите: мост...
Отмечу, что проекты строительства моста через Гибралтар или тоннеля под ним все же имеются.
В 1920-е годы разрабатывался даже особый проект «Атлантропа». Продумывалось строительство колоссальной дамбы через Гибралтарский пролив, что превратила б Европу и Африку в по сути единый континент - Атлантропу. Но вся идея осталась лишь на бумаге...
В любом случае, мост тут должен получиться самым высоким в мире (1 км высотой) и самым длинным - 15 км.
Спасибо за внимание и прочтение! :)