Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Дзамбала: бог богатства и его мангуст в буддийской скульптуре.

У него много имён, но его нельзя не узнать. В Индии бог богатства известен как Кубера (IAST Kubera). Это сын мудреца Вишравасы (также Вишравы), поэтому у него существует второе имя - Вайшравана (IAST Vaishravana), которое и обозначает это родство. Артха обозначает достижение материального благополучия и это - зона ответственности Куберы. Он изображается с круглым животом и в многочисленных украшениях. Материальное и духовное благополучие - это универсальная ценность, поэтому образ бога богатства нашёл свою нишу в буддийской культуре. Есть и вторая "форма занятости": Вайшравана является локапалой, то есть хранителем одной из сторон света, Севера. В роли защитника Учения, он изображается в воинском доспехе, восседающим на снежном льве (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 320). В буддизме у бога богатства появляется ещё одно имя - Дзамбала (Вайли Dzam bha la, англ. Jambhala Dzambala, Zambala, Jambala), он же Дзамбхала, Джамбхала, Замбала и т. д. У монгольских народов он известен как Н
Оглавление

У него много имён, но его нельзя не узнать. В Индии бог богатства известен как Кубера (IAST Kubera). Это сын мудреца Вишравасы (также Вишравы), поэтому у него существует второе имя - Вайшравана (IAST Vaishravana), которое и обозначает это родство.

Кубера. Индия, карнатака, XI в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.69.13.8. Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kubera,_the_God_of_Riches_LACMA_M.69.13.8_(1_of_9).jpg
Кубера. Индия, карнатака, XI в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.69.13.8. Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kubera,_the_God_of_Riches_LACMA_M.69.13.8_(1_of_9).jpg
  • В Индии с древности существовали представления о четырёх основных жизненных целях человека. Это Дхарма, Артха, Кама и Мокша. Соответственно, существуют боги, которые помогают людям в этих направлениях.

Артха обозначает достижение материального благополучия и это - зона ответственности Куберы. Он изображается с круглым животом и в многочисленных украшениях.

Кубера. Северная Индия, X в. Художественный музей Сан-Антонио (англ. San Antonio Museum of Art). Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:SAMA_Kubera_1.jpg
Кубера. Северная Индия, X в. Художественный музей Сан-Антонио (англ. San Antonio Museum of Art). Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:SAMA_Kubera_1.jpg

Материальное и духовное благополучие - это универсальная ценность, поэтому образ бога богатства нашёл свою нишу в буддийской культуре.

Есть и вторая "форма занятости": Вайшравана является локапалой, то есть хранителем одной из сторон света, Севера. В роли защитника Учения, он изображается в воинском доспехе, восседающим на снежном льве (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 320).

Вайшравана. Тибет, XV в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/30572/lot/1/a-gilt-copper-alloy-figure-of-vaishravana-tibet-15th-century/
Вайшравана. Тибет, XV в. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/30572/lot/1/a-gilt-copper-alloy-figure-of-vaishravana-tibet-15th-century/

В буддизме у бога богатства появляется ещё одно имя - Дзамбала (Вайли Dzam bha la, англ. Jambhala Dzambala, Zambala, Jambala), он же Дзамбхала, Джамбхала, Замбала и т. д. У монгольских народов он известен как Намсарай и Намсрэ.

Дзамбала. Шри-Ланка, Анурадхапура, IX-X вв. Метрополитен-музей 9англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2010.475.4. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/75407
Дзамбала. Шри-Ланка, Анурадхапура, IX-X вв. Метрополитен-музей 9англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2010.475.4. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/75407
  • Отличительным атрибутом бога богатства в индуистских и буддийских традициях является мангуст, которого бог богатства держит на бедре.

Именно этот волшебный мангуст делает образ Дзамбалы не только запоминающимся, но и забавным. Дело в том, что этот зверёк изрыгает сокровища.

Существует версия, согласно которой идея о чудо-зверьке пришла из Средней Азии, где цельные шкурки мангустов использовались в качестве кошельков.

Дзамбала (фрагмент). Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/8720
Дзамбала (фрагмент). Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/8720

Так это или нет, но есть и другая версия: в природе врагами мангустов являются змеи, а в индуистской и буддийской культуре наги (IAST naga - змея) - это хранители сокровищ, которыми они могут делиться с человеком на своё усмотрение (Бир, 2013, с. 253).

Успешный мангуст - это тот, кто одолел нага, забрал сокровища и, в противоположность оппоненту, делится добром.

Дзамбала. Тибет. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria & Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.32-1929. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O456141/figure/
Дзамбала. Тибет. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria & Albert Museum), Лондон. Учётный номер: IM.32-1929. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O456141/figure/

В буддийской скульптуре Тибета, Китая и Монголии можно обнаружить очень выразительных мангустов, которые делают свои "версали" и все петергофские фонтаны, если вы понимаете, о чём я.

Дзамбала (фрагмент). Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/203241
Дзамбала (фрагмент). Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/203241

Дзамбала. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/203241
Дзамбала. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/203241
  • У Дзамбалы есть несколько форм. Наиболее распространены пять: Белый, Жёлтый, Чёрный, Красный и Зелёный Дзамбала.

Зелёный Дзамбала:

безошибочно определить его можно преимущественно в живописи.

Белый Дзамбала -

является эманацией бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Восседает на драконе, и в этой форме у него редко можно увидеть мангуста.

Дзамбала. Китай, XVIII в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/71161
Дзамбала. Китай, XVIII в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/71161

Белый Дзамбала может изображаться с мечом, булавой, трезубцем.

Белый Дзамбала. Тибет, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5451259
Белый Дзамбала. Тибет, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5451259
Белый Дзамбала (фрагмент). Тибет, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5451259
Белый Дзамбала (фрагмент). Тибет, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5451259
Источник: https://www.meme-arsenal.com/create/template/513474
Источник: https://www.meme-arsenal.com/create/template/513474

Ой, две одинаковые картинки скинула.

Дзамбала (фрагмент). Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32873
Дзамбала (фрагмент). Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32873

Жёлтый Дзамбала:

самая популярная ипостась, правой рукой он протягивает драгоценность или цитрон.

Дзамбала. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32873
Дзамбала. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32873

Жёлтый Дзамбала может попирать ногой раковину, стоящую на сосуде сокровищ.

Дзамбала. Западный Тибет, XIII в. Музей нортона Саймона (англ. Norton Simon Museum), Пасадина. Учётный номер: 	M.1975.14.06.S. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/59309
Дзамбала. Западный Тибет, XIII в. Музей нортона Саймона (англ. Norton Simon Museum), Пасадина. Учётный номер: M.1975.14.06.S. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/59309
Дзамбала. Центральный Тибет, XV в. Музей Нортона Саймона (англ. The Norton Simon Museum), Пасадина. Учётный номер: M.1977.30.04.S. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/59310
Дзамбала. Центральный Тибет, XV в. Музей Нортона Саймона (англ. The Norton Simon Museum), Пасадина. Учётный номер: M.1977.30.04.S. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/59310

Дзамбала (фрагмент). Тибет, XVi-XVI вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's/ Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6002230
Дзамбала (фрагмент). Тибет, XVi-XVI вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's/ Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6002230

Дзамбала. Тибет, XVI-XVI вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's/ Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6002230
Дзамбала. Тибет, XVI-XVI вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's/ Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6002230

Дзамбала. Монголия, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/21998 и https://www.christies.com/en/lot/lot-4588333
Дзамбала. Монголия, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/21998 и https://www.christies.com/en/lot/lot-4588333

Чёрный Дзамбала -

проявление Будды Ратнасамбхавы, одного из Татхагат.

  • Согласно буддийской философии, сознание человека можно разделить на пять аспектов, которые включают в себя все методы постижения сансары, начиная от субъективных импульсов и ощущений и заканчивая физическим восприятием органов чувств. Эти пять аспектов называются скандхами. Каждой скандхе соответствует Татхагата: Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи.
Дзамбала. Тибет, XV в. Камень, краска. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/9004 и https://www.himalayanart.org/items/203974
Дзамбала. Тибет, XV в. Камень, краска. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/9004 и https://www.himalayanart.org/items/203974

Изображается в гневной форме с двумя руками и с капалой в правой руке.

Дзамбала. Тибет, XV в. Камень, краска. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/9004 и https://www.himalayanart.org/items/203974
Дзамбала. Тибет, XV в. Камень, краска. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/9004 и https://www.himalayanart.org/items/203974

Встречаются мангусты, которые по своим очертаниям больше похожи на упитанных котов. А уж какие они продуктивные.

Дзамбала. Тибет, XV в. Камень, краска. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/9004 и https://www.himalayanart.org/items/203974
Дзамбала. Тибет, XV в. Камень, краска. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/9004 и https://www.himalayanart.org/items/203974

Какие они дальнобойные.

Дзамбала. Тибет, XIII в. Бронза. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2002.41.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65174
Дзамбала. Тибет, XIII в. Бронза. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2002.41.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65174
Дзамбала. Тибет, XIII в. Бронза. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2002.41.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65174
Дзамбала. Тибет, XIII в. Бронза. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2002.41.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65174
Дзамбала. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/202904
Дзамбала. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/202904

Дзамбала. Тибет, XIII-XIV вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/200459
Дзамбала. Тибет, XIII-XIV вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/200459
Дзамбала. Тибет, XIII-XIV вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/200459
Дзамбала. Тибет, XIII-XIV вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/200459

Дзамбала. Тибет, XIV в. Базельский музей культур (нем. Museum der Kulturen). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3314780
Дзамбала. Тибет, XIV в. Базельский музей культур (нем. Museum der Kulturen). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/3314780

Высокоорганизованный мангуст у монгольского Дзамбалы из Эрмитажа. Сокровища он выкладывает пирамидкой.

Дзамбала. Монголия, начало XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер:   КО-1628. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/370489?lng=ru
Дзамбала. Монголия, начало XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: КО-1628. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/370489?lng=ru

Красный Дзамбала -

живёт в ритме танго проявление Ваджрасаттвы, это Будда, который олицетворяет единство всех Татхагат.

Он не всегда изображается с мангустом, поэтому здесь редкий случай многозадачности, когда бог богатства и с праджней, и со зверьком.

Дзамбала. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/202908
Дзамбала. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/202908

Красный Дзамбала также изображается с шестью руками и ваджрным топориком. Интересный случай, когда Дзамбала обладает сразу двумя мангустами.

Дзамбала (фрагмент). Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32392
Дзамбала (фрагмент). Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32392
Дзамбала. Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32392
Дзамбала. Монголия, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32392

Мангуст, к которому никто не готов, потому что он синий.

Дзамбала (фрагмент). Тибет, XVII в. Глина, краска. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2006.64.1. Эл. ресурс URL: https://rubinmuseum.org/collection/c2006-64-1/
Дзамбала (фрагмент). Тибет, XVII в. Глина, краска. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2006.64.1. Эл. ресурс URL: https://rubinmuseum.org/collection/c2006-64-1/

И это Жёлтый Дзамбала, который может восседать на огромной белой раковине.

Дзамбала. Тибет, XVII в. Глина, краска. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2006.64.1. Эл. ресурс URL: https://rubinmuseum.org/collection/c2006-64-1/
Дзамбала. Тибет, XVII в. Глина, краска. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: C2006.64.1. Эл. ресурс URL: https://rubinmuseum.org/collection/c2006-64-1/

Литература

  • Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 253.
  • Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 320.
  • Casey J., Ahuja N. P., Weldon D. Divine D. Presence: Arts of India and the Himalayas. Barcelona: Casa Asia, 5 Continents, 2003. Илл. 46.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен