У него много имён, но его нельзя не узнать. В Индии бог богатства известен как Кубера (IAST Kubera). Это сын мудреца Вишравасы (также Вишравы), поэтому у него существует второе имя - Вайшравана (IAST Vaishravana), которое и обозначает это родство.
- В Индии с древности существовали представления о четырёх основных жизненных целях человека. Это Дхарма, Артха, Кама и Мокша. Соответственно, существуют боги, которые помогают людям в этих направлениях.
Артха обозначает достижение материального благополучия и это - зона ответственности Куберы. Он изображается с круглым животом и в многочисленных украшениях.
Материальное и духовное благополучие - это универсальная ценность, поэтому образ бога богатства нашёл свою нишу в буддийской культуре.
Есть и вторая "форма занятости": Вайшравана является локапалой, то есть хранителем одной из сторон света, Севера. В роли защитника Учения, он изображается в воинском доспехе, восседающим на снежном льве (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 320).
В буддизме у бога богатства появляется ещё одно имя - Дзамбала (Вайли Dzam bha la, англ. Jambhala Dzambala, Zambala, Jambala), он же Дзамбхала, Джамбхала, Замбала и т. д. У монгольских народов он известен как Намсарай и Намсрэ.
- Отличительным атрибутом бога богатства в индуистских и буддийских традициях является мангуст, которого бог богатства держит на бедре.
Именно этот волшебный мангуст делает образ Дзамбалы не только запоминающимся, но и забавным. Дело в том, что этот зверёк изрыгает сокровища.
Существует версия, согласно которой идея о чудо-зверьке пришла из Средней Азии, где цельные шкурки мангустов использовались в качестве кошельков.
Так это или нет, но есть и другая версия: в природе врагами мангустов являются змеи, а в индуистской и буддийской культуре наги (IAST naga - змея) - это хранители сокровищ, которыми они могут делиться с человеком на своё усмотрение (Бир, 2013, с. 253).
Успешный мангуст - это тот, кто одолел нага, забрал сокровища и, в противоположность оппоненту, делится добром.
В буддийской скульптуре Тибета, Китая и Монголии можно обнаружить очень выразительных мангустов, которые делают свои "версали" и все петергофские фонтаны, если вы понимаете, о чём я.
- У Дзамбалы есть несколько форм. Наиболее распространены пять: Белый, Жёлтый, Чёрный, Красный и Зелёный Дзамбала.
Зелёный Дзамбала:
безошибочно определить его можно преимущественно в живописи.
Белый Дзамбала -
является эманацией бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Восседает на драконе, и в этой форме у него редко можно увидеть мангуста.
Белый Дзамбала может изображаться с мечом, булавой, трезубцем.
Ой, две одинаковые картинки скинула.
Жёлтый Дзамбала:
самая популярная ипостась, правой рукой он протягивает драгоценность или цитрон.
Жёлтый Дзамбала может попирать ногой раковину, стоящую на сосуде сокровищ.
Чёрный Дзамбала -
проявление Будды Ратнасамбхавы, одного из Татхагат.
- Согласно буддийской философии, сознание человека можно разделить на пять аспектов, которые включают в себя все методы постижения сансары, начиная от субъективных импульсов и ощущений и заканчивая физическим восприятием органов чувств. Эти пять аспектов называются скандхами. Каждой скандхе соответствует Татхагата: Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи.
Изображается в гневной форме с двумя руками и с капалой в правой руке.
Встречаются мангусты, которые по своим очертаниям больше похожи на упитанных котов. А уж какие они продуктивные.
Какие они дальнобойные.
Высокоорганизованный мангуст у монгольского Дзамбалы из Эрмитажа. Сокровища он выкладывает пирамидкой.
Красный Дзамбала -
живёт в ритме танго проявление Ваджрасаттвы, это Будда, который олицетворяет единство всех Татхагат.
Он не всегда изображается с мангустом, поэтому здесь редкий случай многозадачности, когда бог богатства и с праджней, и со зверьком.
Красный Дзамбала также изображается с шестью руками и ваджрным топориком. Интересный случай, когда Дзамбала обладает сразу двумя мангустами.
Мангуст, к которому никто не готов, потому что он синий.
И это Жёлтый Дзамбала, который может восседать на огромной белой раковине.
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 253.
- Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 320.
- Casey J., Ahuja N. P., Weldon D. Divine D. Presence: Arts of India and the Himalayas. Barcelona: Casa Asia, 5 Continents, 2003. Илл. 46.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен