Найти тему
Старпер

Кто сегодня руководит Кубой?

Люди моего возраста - да даже и помладше - помнят, насколько популярна была в нашей стране Куба после победы легендарных повстанцев-бородачей, какие крепкие связи во всех областях жизни объединяли наши страны в течение двух с лишним десятилетий, вплоть до начала перестройки. Поскольку немалый кусок моей жизни связан с Кубой (6 лет пребывания в этой стране и еще 6 лет работы в ее ленинградском Генконсульстве), я с большим интересом прочитал в приложении «Америка» газеты «Эль Паис» очерк о нынешнем «капитане» острова – Мигеле Диасе-Канеле. Лично я об этом человеке знаю крайне мало – не сравнить с прежней верхушкой, руководившей страной. Надеюсь, что и среди вас найдутся люди, которым этот материал будет интересен. Статья Карлы Глории Коломе называется «Мигель Диас-Канель и задача очеловечения наследника братьев Кастро».

Мигель Диас-Канель. Фотография из открытого доступа в интернете
Мигель Диас-Канель. Фотография из открытого доступа в интернете

Карла Коломе начинает свой рассказ с 25 сентября этого года - момента возвращения Мигеля Диаса-Канеля Бермудес из Нью-Йорка в свою страну, погруженную в самый глубокий после 1959 года кризис. Спустя несколько недель, отдохнув от поездки, он сел в свое кресло в кабинете из красного дерева внутри Дворца Революции напротив официозной журналистки Арлеен Родригес Деривет, чтобы дать ей «продуманное, отрепетированное, отредактированное интервью, которое показали народу Кубы в вечерние часы».

Диас-Канель родился через год после победы Революции, а свой первый день рождения встретил на следующий день после подавления в Бухте Кочинос (Бухте Свиней) вторжения антикастристов, прибывших из США. Фиделю Кастро в тот момент было 35 лет, а Раулю – 30. Сейчас, - пишет Коломе, - Диас-Канель выглядит не таким, как прежде. За пять лет, прошедших с момента занятия им президентского поста, он успел полностью поседеть. Черты лица, которые гримеры Кубинского телевидения стремились отретушировать с помощью тональных кремов и корректоров, выглядят постаревшими. Он обувается в светло-коричневые туфли в оксфордском стиле, носит темные брюки и голубую рубашку – обычную для него одежду, отличающуюся от военной формы, «диктуемой кастристской традицией», а именно – слабо накрахмаленные гуаяберы светлых тонов, соломенные шляпы или бейсболку.

Были люди, полагавшие, что у Диаса-Канеля спрятан в рукаве туз, который поменяет будущее Кубы. Его товарищи по школе рассказывали в государственной прессе, что он слушал Битлз по приемнику Филипс в то время, когда музыка на английском языке была в стране «демонизирована по “идеологическим причинам”». Есть старая черно-белая фотография, на которой он снят одетым в пуловер и обтягивающие джинсы, с обычными для него в то время длинными волосами. Рядом с ним – Фидель Кастро в форме цвета Verde Olivo. Это было начало девяностых годов, и едва переступивший тридцатилетний рубеж инженер-электрик Мигель Диас-Канель Бермудес, потомок астурийских иммигрантов, сын заводского рабочего и школьной учительницы, в это время продвигался вверх по должностям Союза молодых коммунистов (UJC). В 1994 году он стал первым секретарем провинциального комитета партии в провинции Вилья-Клара и начал свой уверенный путь к вершинам власти в стране.

Автор статьи побеседовала с несколькими жителями города Санта-Клара, в котором родился будущий правитель и в котором прошла большая часть его руководящей карьеры. Одна из женщин, 55-летняя Жаклин, утверждает, что народ его очень любил и всегда шел за ним. «Ни одному предприятию, производившему продукты питания, он не позволял обкрадывать собственный народ».

Многие его помнят передвигавшимся на велосипеде или поддерживавшим спектакли местного клуба El Mejunje, который был местом встреч сообщества ЛГБТ. Между тем, некоторые партийные руководители не жалели оскорблений в адрес этого заведения. Однако другие жители Вилья-Клары не переносят даже упоминаний имени этого человека: «Он будет проглочен историей за то, что обманывал народ», - говорит один кубинец, пожелавший остаться неизвестным. – «И, если разобраться, дело не в нем, он всего лишь один из членов этой шайки».

Помимо немногих совместных фото, об отношениях между Диасом-Канелем и Фиделем Кастро мало что известно. Первый из них рассказывал, что однажды, использовав свое влияние в качестве партийного кадра в Санта-Кларе, он за считанные часы заполнил народом площадь, на которой второму предстояло выступать. Тогда он завоевал определенную симпатию со стороны Кастро. Как-то его спросили, как он познакомился с Фиделем, и он ответил: «Я его знаю с самых первых моментов, которые сохранились в моей памяти. Спустя много лет он стал моим руководителем, но я его знаю и люблю с детства». Такую запись он оставил в 2021 году в Твиттере.

Что касается 92-летнего Рауля Кастро, то говорится о существовавшей между ними более тесной связи. Они познакомились во время проведения одного мероприятия в Школе обороны Вилья-Клары. Тогда Диас-Канель был секретарем провинциального комитета UJC. В 2003 году Рауль сделал его руководителем провинции Ольгин и выдвинул его кандидатуру в члены Политбюро Компартии. В 2009 году он передал в его руки Министерство высшего образования. В 2013 году Диас-Канель стал преемником своего покровителя, заняв пост заместителя Председателя Госсовета и Совета министров. А в 2018 году, когда Кастро оставил президентство, но остался Генеральным секретарем партии, Диас-Канель в 57-летнем возрасте был выдвинут на должность Президента Республики Куба. Он не «выскочка и не случайный человек», - так высказался о нем младший из братьев Кастро.

Многие кубинцы задаются вопросом, с какой целью было показано нынешнее интервью с Диасом-Канелем, и некоторые на это отвечают, что налицо желание «очеловечить» его, показать, что президент тоже человек, который устает, который допускает ошибки, который их исправляет, который не живет зажмурясь. Но для этого Диас-Канель не нуждается в интервью, потому что из этого соткана его ежедневная жизнь. Возможно, сам того не желая, он стал в стране самым большим поставщиком мемов. Он постоянно носит с собой планшет и в интервью газете The Nation похвастался, что у него более 760.000 подписчиков в сети X. Как ему кажется, никто из кубинцев не превзошел его в данном отношении.

На вопрос о том, что ему понравилось больше – «Оппенгеймер» или «Барби», он сказал, что очень хотел бы посмотреть фильм Кристофера Нолана и что в отношении ленты Греты Гервиг испытывает совсем небольшое или вовсе никакое желание. «Мне кажется, что «Барби» очень, очень легковесна», - выразился он.

Диас-Канель говорит не спеша, делая паузы, он объявил себя болельщиком «Барсы» и в 2021 году получил степень доктора наук. Кроме того, он автор фразы, которая стала на Кубе предметом насмешек: «Лимонад – это основа всего». Её он произнес, когда однажды попытался во всеуслышание определить альтернативы продовольственному кризису в стране. Ему же принадлежит употребление слова «конъюнктура», которым он обозначил в 2019 году экономический кризис, углубляющийся день за днем. И он превратился в освистанного президента: его с криками прогнали из гаванской муниципии Регла, куда он заявился после прошедшего по ней торнадо. В него бросали пластиковыми бутылками в Сан-Антонио-де-лос-Баньос, когда он явился туда, чтобы успокоить людей в ходе массовых протестов 11 июля 2021 года, и он же войдет в историю как правитель, посадивший за решетку более тысячи человек за участие в манифестациях и в мгновение ока сделавший их политическими заключенными.

Но кто такой в действительности Диас-Канель и какой вес он имеет на сегодняшней Кубе с её Раулем Кастро, который пребывает без должностей в Компартии, но тень которого до сих пор простирается надо всем островом? Кубинский историк и эссеист Рафаэль Рохас настаивает на своем видении правления Диаса-Канеля, далеком от отведенной ему жестко подчиненной или исполнительской роли, которую предполагают многие. «Диас-Канель занимает новую должность, должность Президента Республики, возможно, с большими институциональными полномочиями, чем прежний Председатель Госсовета и Совета министров. Он также Генеральный секретарь партии, которую, может быть, и не контролирует полностью, как не контролирует – даже частично – армию. Но его положение обеспечивает ему высшее руководство в момент наступлении ближайшего срока смены президентства в 2028 году, когда, вероятно, Рауля уже не будет. После 28-го года он на время останется высшим лидером партии, чтобы проконтролировать перемещения в исполнительной власти. На мой взгляд, этого совсем не мало».

О его личной жизни в течение срока президентства известно очень немного. Можно лишь упомянуть некоторые фотографии, где он снят во время ужина с друзьями, снимки в момент танца на частном концерте или в поездках на бронированном BMW. О семейной жизни известно чуть больше. У него два сына певца от его брака с Мартой Вильянуэва, стоматологом из Вилья-Клары. Также он дедушка. Лиз Куэста, супруга Диаса-Канеля, не кажется таинственным персонажем, каковым до сих пор является Далия Сото дель Валье, вдова Фиделя Кастро. Куэста, известная своими сумками Hermés за 17 000 долларов, своими постоянно меняющимися нарядами и пристрастием к хорошей кухне, официально не является первой дамой страны, но ведет себя так, как будто находится в этом статусе. Имея диплом выпускницы Ольгинского педагогического института, она указывает себя в соцсетях в качестве координатора мероприятий в области культуры и туризма по линии Министерства культуры, а также «бабушки, революционерки и преподавателя». Куэста сопровождает Диаса-Канеля в его поездках по миру. Начиная с ноября 2021 года, она вместе с мужем побывала примерно в 21 стране. Она его неизменно защищает в социальных сетях, а на людях выказывает ему немалую нежность.

«Что красив, то красив! А кроме того, красив как внутренне, так и внешне – диктатор моего сердца», - высказалась она однажды в социальных сетях о Диасе-Канеле.

Последнее интервью Диаса-Канеля в его кабинете с мебелью из красного дерева состоялось после того, как кубинские министры экономики и энергии и недр выступили по национальному телевидению, чтобы сообщить населению о том, что проживаемая ими жизнь им не снится и что действительно в стране нет топлива для транспорта и для того, чтобы смотреть телесериалы, и нет утром кофе, а днем нет пищи. И сейчас пришел президент, чтобы изложить причины, почему страна пришла к этой «сложной ситуации», почему в стране такая инфляция, почему так называемая задача упорядочения, которая ставила целью выправление экономики, не справилась с задуманным, почему прибегли к поголовному насаждению банковских услуг, почему нет топлива, почему столь низка зарплата и почему народ массово уезжает из страны.

Журналистка, пытаясь с самого начала подбросить ему якорь, говорит, что выпавшие ему пять лет во главе страны были непростыми из-за крушения Боинга 737 Кубана де Авиасьон, в котором погибли 112 человек; пандемии коронавируса, а из-за неё – падения туризма; торнадо, разрушившего несколько муниципий Гаваны; обрушения отеля «Саратога», приведшего к 46 смертям; взрыва на базе супертанкеров в Матансасе, после которого сообщалось о более чем десяти пропавших без вести. А в таком случае – не кажется ли президенту, что ему не везет?

На этот вопрос Диас-Канель отвечает, что дело не в невезении. По его мнению, во всем – как всегда – виноваты американское эмбарго и общемировой кризис. Он говорит о других вещах: о необходимости «творческого сопротивления», о своей политике борьбы с расизмом, помощи женщине и искоренения гендерного насилия. Он использует слово «революционер», и кажется, что оно вылетает из его рта само по себе. На Кубе уже никто не знает, что значит быть революционером. Обычно Диас-Канель пользуется словами или фразами, унаследованными от кастризма - такими как «изменить то, что должно быть изменено» или превратить «поражения в победы», и никто уже не понимает, к чему это конкретно относится. Во время последних парламентских выборов в марте этого года, когда кастризм, а не люди, переизбрал Диаса-Канеля, правительство столкнулось с худшим избирательным результатом за всю свою историю - 31,42% воздержавшихся.

Рохас утверждает, что константой правления Диаса-Канеля было сочетание «умеренной симпатии к экономической открытости и традиционного дискурса в сфере идеологии, а также консервативного - в области культуры». Помимо этого он считает, что, хотя, вероятно, со стороны Диаса-Канеля предпринимается попытка понравиться реформистским и консервативным кругам на вершине власти, но то постоянство, которое он проявил в данном направлении в последние пять лет, скорее говорит о рациональном выборе, от которого не следует ожидать больших отклонений даже после смерти Рауля Кастро». Историк считает, что Диас-Канель мог бы отойти от этого сценария только в случае угрозы его власти.

Кубинского президента запомнят по многим причинам: из-за самого крупного исхода населения, зарегистрированного в истории Кубы, из-за самого депрессивного состояния страны за более чем 60 лет и из-за тяжкого груза наследования дела братьев Кастро. И пока он ищет рецепт выправления курса острова и говорит, что по-прежнему будет верен социализму, он себя поддерживает тем, что ежедневно совершает четырех- или пятикилометровые прогулки, занимается плаванием или поднятием тяжестей в выходные, чтобы быть в форме.

В 2018 году Рауль Кастро назвал Диаса-Канеля «единственным уцелевшим». Ни бывшие министры иностранных дел Роберто Робайна или Фелипе Перес Роке, ни бывший вице-президент Карлос Лахе не остались на своих руководящих постах. Вопреки предположению некоторых лиц о том, что будущее Кубы изменится, страна сегодня находится в коллапсе. Далеко в прошлом остались те дни, когда Рауль Кастро уселся для разговора с Бараком Обамой и дал экономике шанс вздохнуть.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2236 ДНЕЙ. ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА"