Всем привет! Я периодически люблю посещать музей современного искусства "Эрарта". Современное искусство зачастую бывает непонятным, противоречивым, но тем не менее, оно заставляет тебя задуматься, посмотреть на мир по-иному.
2 ноября, год 2023. Я увидел в музее интересную выставку бельгийского художника. Первое впечатление - ничего не понял, очередной художник, который использует в своих работах обнаженные тела. Я быстро прошел по выставке и бегло ознакомился с работами художника. Но решил вернутся и внимательно все рассмотреть. Как оказалось - не зря! Теперь все по порядку:
Выставка бельгийского художника Йонаса Лериша мне, в итоге, запомнилась. После выставки я немного почитал о творчестве художника. Он свои композиции выстраивает до мельчайших деталей. Это видно, посмотрите, работа "Нубиец":
На предыдущей фотографии мы видим совершенное мужское тело с яркими, кричащими символами в стиле ирокезов или африканских народов. Действительно, эта "композиция" напоминает идеи направления трансгуманизма. Мне понравилась одно из толкований этого термина. Перефразируя первоисточник я сформулирую идею следующим образом: трансгуманисты продвигают достижения науки и техники для совершенствования умственных и физических возможностей человека, устраняя при этом болезни, смерть и страдания. Кстати, именно об этом прекрасно описал Виктор Пелевин в своем романе "Transhumanism inc".
Современное искусство тем и прекрасно своим вольным толкованием. Какждый в работе художника видит "что-то свое", переживает свои собственные эмоции, воображая, представляя и домысливая свои собственные идеи и образы. На следующей фотографии я вижу яркий контраст богатства и презрения, отравления никчемными материальными ценностями ради чего-то более важного и настоящего, работа "Избыток роскоши":
Следующая работа "Просветление" мне представляется соединение физического тела с фантастикой (или мифологией?) - как раз в духе трансгуманизма. Бабочки в композиции, мне кажется, представлены как символы бессмертия и души. В общем, понимайте как хотите))!
Этот сверхчеловек в работе "Барокко" поражает своей мужественностью и силой. Он изображен на фоне внешней борьбы. Опять же бессмертен - бабочки подсказывают!
Как мне кажется, что художник этой композицией показал некую нирвану, блаженство, иное измерение. Отточенный до мелочей образ в стиле панков, каждая деталь образа несет в себе смысл, а одурманивающий дым уносит зрителя в домысливания того, чего достиг уже этот человек.... Да уж, мне это увиделось именно так, интересно, что видите вы?
На выставке представлены и видеоэкспонаты. На них модели показывают определенные символы. Я привел несколько фрагментов одного из таких экспонатов:
Эти две фотографии я привел для того, чтобы показать как идет видеоряд.
На выставке обнаженные женские образы (их здесь много), как мне кажется, подчеркивают контраст живого физического тела и некого сюрреализма. Каждая модель, естественно, представляет какую-нибудь идею.
Символов Йонас Лериш на каждой модели представил предостаточно. Например, изображенные на голове женщины гидры, мне представляются, что изображают раздор, войну, борьбу. Это подчеркивает и тревожное лицо женщины, работа "Медуза".
А вот здесь художник ярко показал синие цветы, некий синтез природы и творчества, символ души и мира. Правда яркие желтые и золотистые элементы, думаю, подчеркивают хрупкость этого синтеза, напоминая, что физическое тело уязвимо. Опять же - это мои наблюдения, работа "Бессмертная":
Этот калоритный ирокез опять показывает контраст, контраст смерти и бессмертия:
Общий вил одного из залов, в котором проходит выставка "Трансгуманизм".
Очередная работа, которая вызывает противоречивые эмоции. Художник играет на изображении традиционной гейши, ее внутренностей и как символ бессмертия - бабочка, работа "Любовь в эпоху трансгуманизма":
Вот эта видеоэкспозия меня полностью отсылает к произведению Пелевина "Transhumanism inc":
Вращающийся на мониторе мозг - как символ бессмертия. Как у Пелевина - жизнь в банке, мозг хранится в банке, а банка (если ты богач), находится в самом надежном хранилище. Вот перспектива))) Но вернусь к видеоэкспозиции, сколько здесь символов и смыслов, посмотрите!
Очередная красивая, стильная видеоэкспозиция. Эти два черепа на сердце вращаются и меняются во времени. Вот они сейчас голубые:
А теперь стали золотыми:
Они вращаются:
Опять же, одни символы.... Стильная работа!
Приведу еще одни фрагменты видеоизображения женщины в необычном костюме:
Костюм женщины уносит воображение как в прошлое (в средневековье), так и в будущее:
Некий универсальный костюм для межгалактических путешествий:
На фотографии показано как тщательно готовят модель:
Идет процесс фото (или видео-) съемки:
Подводя итог, можно сказать, что выставку Йонаса Лериша посетить стоит - здесь можно подумать, поразмышлять. Художник умеет удивлять, поражать и вызывать, главное, неподдельные эмоции.
Тех, кого заинтересовал мой отзыв, советую посетить выставку. В "Эрарте" она проходит до 18 февраля 2024 года.
Сам музей я посетил по годовому билету - очень удобно - нет необходимости стоять в очереди. Нужно подойти к турникету, тебя система распознает по лицу - и все! Цена годового билета всего 700 рублей.