Agile – это свод правил и некоторых принципов, которые помогают управлять различными проектами. Изначально метод использовался в сфере программирования для ускоренной разработки IT-проектов, но вскоре перешел и на некоторые другие сферы бизнеса.
Agile нельзя назвать универсальным инструментом управления, но за годы своего существования он зарекомендовал себя в качестве эффективной модели взаимодействия.
Agile может применяться для оперативного управления бизнесом в кризисных ситуациях или как планомерное, постоянное воздействие на персонал, в зависимости от вашей сферы деятельности и текущей ситуации.
Этапы работы здесь достаточно понятны:
⠀
- В первую очередь, необходимо определить ключевые заинтересованные стороны и проблемы, на решение которых будут направлены ресурсы, а также требования к результату проектов.
- После подтверждения руководителем целесообразности введения Agile, команда проекта собирается за одним столом, чтобы распределить роли, приоритеты и цели. Каждая цель или группа целей разбивается по итерациям (подпроектам).
- Команда определяет, как будет выглядеть результат проекта (или решение), а также выбирает стратегию достижения нужного итога, распределяет функции согласно ролям участников, ищет способы привлечения дополнительных ресурсов.
- Внедрение проекта в жизнь. В программировании – целевой аудиторией будут являться непосредственные пользователи, а в части управления клиникой – это могут быть как клиенты, так и сам персонал, на который оказывается управляющее воздействие.
Преимущества Agile-подхода:
⠀
- За счет гибкости технологии можно выбросить из реализации ненужный этап или вернуться к нему при необходимости.
- Позволяет четко выстроить текущие и долгосрочные цели компании.
- Эффективное управление рисками достигается за счет разбивки проектов на более мелкие задачи, выполнение которых легче контролировать.
Пример позитивного опыта внедрения
⠀
Одним из примеров эффективного внедрения Agile в России стал опыт Сергея Мельникова – владельца сети стоматологических клиник «ПрезиДент».
Когда его команда в одной из новых точек сформировалась, а показатели клиники были выведены в плюс, он решил ввести систему выполнения задач с помощью так называемой Scrum-доски – интерактивной или физической доски, где размещается карточка задач сотрудников, разделенных по статусу, срочности и важности.
Такая доска, во-первых, мотивирует персонал быстрее и качественнее делать свою работу за счет соревновательного момента, а во-вторых, обеспечивает прозрачность делового общения между людьми. Кроме того, по движению карточек из одного статуса в другой можно вычислить тех, кто саботирует работу и заставляет всю команду топтаться на месте.
Сергей Мельников отмечает, что Agile – это не система, которая приносит прибыль, а лишь компонент, помогающий быстрее принимать и вводить новые решения. Благодаря данной методике у сотрудников появляется мотивация работать эффективнее и вырастать из исполнителей в руководителей.
Кроме того, в его клинике Agile действовал лишь несколько месяцев, а затем постепенно сошел на нет сам собой, что, однако, не вернуло показатели эффективности к «дореформенному» состоянию, а продолжило держать их на вновь достигнутом уровне.
По выражению бизнесмена, Agile мог не подействовать, если бы в его учреждении не было сформированной сплоченной команды, которая адекватно и с энтузиазмом отнеслась к нововведениям.
Любые нововведения требуют тщательного обдумывания, поэтому, прежде чем использовать в своей клинике новые управленческие подходы, тщательно взвесьте все «за» и «против».