Найти тему
Майор Гром

Демарш Армении. Пашинян решил сорвать саммит ОДКБ в Минске

В Минске прошёл очередной саммит Организации договора о коллективной безопасности, участие в котором приняли главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана (ОДКБ). Армения в лице премьер-министра Никол Пашиняна приехать в белорусскую столицу отказалась.

Курс Еревана уже давно и прочно разошёлся с принципами и идеями, заложенными в Ташкентском договоре 1992 года. Армянское государство на всех парах стремится к выходу из ОДКБ, желая повторить то же самое, что сделали Узбекистан, Грузия и Азербайджан в 1999-м. Ереван всё больше склоняется к переходу в лагерь евроатлантистов.

Несколько недель назад глава армянского кабинета министров провёл телефонный разговор, в котором уведомил Александра Лукашенко о том, что не сможет приехать и поучаствовать в мероприятии. Примечателен ответ белорусского лидера. Как сообщила пресс-секретарь батьки Наталья Эйсмонт, Александр Григорьевич призвал Никол Воваевича "не торопиться, не принимать поспешных решений, а серьезно обдумывать следующие шаги, которые могут быть направлены на дезинтеграцию". Как видим, советам старшего товарища глава закавказской республики не внял.

Причём, это уже вторая встреча на высшем уровне, которую Армения проигнорировала. Не прислали из Еревана даже формального представителя – визировать принятые в Минске документы полетит к армянам генеральный секретарь организации Имангали Тасмагамбетов. Президент Белоруссии, выступая на саммите, резонно отметил: так дела не делаются. Демаршами ничего не добьёшься, решать вопросы нужно, сидя за столом переговоров. Тем более какие претензии к ОДКБ может иметь армянское государство? Очевидно, что в Нагорном Карабахе никакой поддержки оказать структура не могла. Это международно признанная территория Азербайджанской Республики. Независимость НКР за 30 лет не признала даже Армения. Чего же требовать от ОДКБ?

Что касается защиты Армении, то на неё никто не нападал. Пограничные инциденты есть, но с таким же успехом можно потребовать от Пашиняна прислать армянский корпус в Хeрсонскую и Зaпорожскую область Российской Федерации для защиты от иностранной агрессии. Если бы не Россия, судьба Армении как суверенного государства была бы решена мгновенно. Единственное, что обеспечивает спокойную жизнь армян Закавказья – российская военная база в Гюмри и договорные обязательства по соглашению 1992 года. Всё. Никакой Макрон, никакая Урсула фон дер Ляйен ничего армянскому народу не гарантирует, помимо красивых слов о свободе и правах человека.

Впрочем, то пустое. Армения, к сожалению, можно считать, для нас – отрезанный ломоть. Организация должна сделать выводы и полностью трансформироваться. Москва должна дать сама себе отчёт, что нам нужно: эфемерное объединение, своеобразное "военное СНГ", не работающее и тухлое, или подлинный военно-политический альянс, где все участники разделяют общие подходы к европейской и азиатской системе безопасности. Если сравнить НАТО и ОДКБ, к большому сожалению, сравнение окажется далеко не в нашу пользу. Все страны Североатлантического альянса, кроме Турции, присоединились к антироссийским санкциям и проводят скоординированную внешнеполитическую линию. У нас такого нет и в помине.

Можете ли вы назвать хоть одно государство НАТО, которое сейчас проводит военные учения с российской или белорусской армией? Едва ли. За такое могут просто исключить из рядов организации со всеми вытекающими правовыми и материальными последствиями вроде взыскивания военной помощи за предыдущие годы. В ОДКБ – "Эх, разгуляй!". Казахстан, Киргизия, Таджикистан, не говоря уже об Армении, не видят ничего зазорного в том, чтобы проводить войсковые учения с США и Великобританией – буквально на заднем дворе России. Нет скоординированной политики в вопросе закупки вооружений. Вряд ли можно представить себе, чтобы Италия сегодня купила сотню русских Т-90 "Прорыв" или Великобритания оплатила поставки наших комплексов ПВО "Панцирь".

В Организации договора о коллективной безопасности подобное процветает буйным цветом. Закупаются типы вооружений, у которых есть отечественные аналоги, ничуть не уступающие по качеству. Казахстан и Киргизия кормят турецкий военно-промышленный комплекс, Армения – французский. При таких раскладах говорить о скоординированной политике в области ВПК, по меньшей мере, странно. Здесь должна быть полная синергия, но её нет.

России и Белоруссии следует предложить новый договор о коллективной безопасности, на кардинально новых основаниях. ОДКБ должен стать настоящим военно-политическим союзом государств с общей позицией на мировой арене. Согласитесь, само неофициальное название "Ташкентский пакт" странно выглядит, учитывая, что именно Ташкент одними из первых покинул структуру (и покидал её дважды – в 1999-м и 2012-м). В основу нового документа должны быть положены:

  • синхронизация внешнеполитической линии государств-участников, что будет выражаться в том числе в заявлениях МИД и голосовании на Генеральной Ассамблее ООН,
  • запрет на приобретение систем вооружения стран НАТО (включая Турцию) участниками, за исключением случаев, когда предприятия ВПК участников договора не имеют возможности выполнить аналогичный заказ из-за загруженности мощностей,
  • запрет на проведение военных учений со странами НАТО.

"Око за око, зуб за зуб", как говорили древние.