Найти в Дзене
Хайтек

Глобальная «социальная» деревня: как выглядит будущее социальных сетей

Оглавление
   Businessman touch screen with global and people icon. Digital technology concept,Social media. Александр Агеев
Businessman touch screen with global and people icon. Digital technology concept,Social media. Александр Агеев

Интернет действительно оказался большой деревней, хотя сам термин не фигурирует в первоначальной метафоре философа Маршалла Маклюэна. В книге «Глобальная деревня» (1962) он рассуждал про эволюцию средств массовой коммуникации — телевидение, радио и телефон. Сегодня социальные сети заняли эту роль глобального сообщества. Какими станут социальные сети в будущем? Попробуем спрогнозировать в этой статье.

Поиск в социальных сетях вместо поисковых систем

Согласно исследованию глобальных тенденций социальных сетей, потребители все чаще обращаются к социальным сетям для поиска товаров и рекомендаций вместо поисковых систем. По данным отчета от Hubspot, 24% потребителей в возрасте от 18 до 54 лет уже ищут бренды в социальных сетях. Для поколения Z этот показатель достигает 36%.

Эту тенденцию подтверждает топ-менеджмент Google: уже 40% молодых пользователей, когда ищут место для обеда, не обращаются к Google Maps или поиску. Вместо этого они заходят в TikTok или Instagram*.

TikTok первыми протестировал функцию связывания ключевых слов из комментариев к видео с результатами поиска. Если пользователь комментирует видео с вопросом «где можно купить кроссовки», система может связать его комментарий с результатами поиска магазинов.

Множество отраслей бизнеса, включая моду, косметику, здоровье и фитнес, туризм, уже ощущают значительное влияние социальных сетей и блогеров. Информация о последних трендах в этих сферах поступает чаще всего оттуда.

Безусловно, поисковые системы могут использоваться для поиска информации на разных языках, а также для выполнения сложных запросов. Однако даже тут ChatGPT занимает значительную часть ниши.

*Принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена

Новые социальные сети для полезных форм общения.

Сегодня мы становимся свидетелями появления нового поколения социальных сетей, стремящихся заменить общение с незнакомыми людьми на создание онлайн-сообществ по общим интересам и убеждениям.

Примеры подобных платформ уже существуют: приложение Pineapple для профессионального нетворкинга. Основная идея проекта — дать молодым специалистам возможность общаться с помощью визуального профиля, который служат цифровым портфолио. На платформе можно создавать и вступать в группы по интересам — дизайну, маркетингу, инвестициям. Предлагаемая концепция должна переосмыслить LinkedIn, который имеет более официальный стиль интерфейса.

А социальная сеть Melon стремится стать незаменимым помощником в создании крепких связей в образовательной сфере, помогая пользователям находить компаньонов для совместного изучения нового материала: подкасты, лекции и т.д. Интерфейс приложения также включает виртуального ассистента, помогающего усвоить новую информацию.

Обе эти платформы предлагают похожую механику взаимодействия, направленную на поиск единомышленников и создание атмосферы «согласия» с минимальными дискуссиями и агрессией.

В России появление социальных сетей нового типа обусловлено другими, понятными причинами. Если вернуться к метафоре философа Маклюэна, то в нашей «деревне» отключили телефон. Это привело к возникновению новых «операторов связи». Теперь вопрос времени, каким оператором связи будет пользоваться человек. В таких условиях российские стартапы разрабатывают уникальный функционал, создавая социальные сети нового поколения.

Например, в нашей «социальной сети — деревне» QR’ME мы добавили дополнительную ленту с мероприятиями, помимо интуитивно понятного интерфейса для обмена фото и видео. Теперь жители деревни могут восстановить активную реальную жизнь после постпандемийного кризиса. Они имеют возможность создавать и принимать участие в мероприятиях как в городе, так и за его пределами. А динамические QR-коды сети можно многократно перепривязывать к разным объектам: к своему профилю, отдельному посту или анонсу события как на физическом носителе, так и в онлайн.

А массовый VR и AR в социальных сетях?

Корпорации с интересом оценивают развитие VR и AR, видя в них перспективные технологии для социальных сетей. Уже сейчас существуют социальные сети со встроенными нейроинструментами. Однако реальность пока иная. Согласно данным Statista, всего у 1,3% мировых пользователей есть VR-гарнитура в 2023 году. Основным препятствием для более широкого внедрения является высокая стоимость оборудования и требование к производительности компьютеров и смартфонов, часто несовместимых с большинством устройств.

Когда я запустил игру в метавселенной Roblox, она почти разрядила полный аккумулятор iPhone 14 Pro в диапазоне часа. Причин тут может быть несколько: от потери первоначальной емкости устройства до потребления большого количества ресурсов процессора и аккумулятора в процессе 3D-игры.

В связи с тем, что интернет все больше ориентируется на мобильный трафик, говорить о социальных сетях с полным функционалом VR или AR пока проблематично. Безусловно, возможно выполнение прикладных задач с помощью них. Однако разработчики могут продолжить избегать широкое использование VR & AR, поскольку такой контент сложно перенести в другую социальную сеть. Этот переход является трудоемким процессом, требующим интеграции различных технологий и стандартов, а также учета особенностей каждой платформы. Например, ARKit от Apple или ARCore от Google как технологии для создания AR-контента.

Без возможности широкого масштабирования инноваций их развитие не будет приоритетным для бизнеса.

Встроенные магазины и чат-боты с ИИ

С развитием технологий все больше компаний предпочитают создавать магазины в социальных сетях. Это позволяет пользователям покупать товары и услуги напрямую через чат-ботов. По прогнозам Gartner, к 2027 году четверть компаний будут использовать чат-ботов в качестве основного канала обслуживания клиентов. Распространение чат-ботов станет возможным благодаря развитию искусственного интеллекта. Прогнозы говорят о том, что он позволит создать совершенно новый формат амбассадоров для брендов. Например, компания Марка Цукерберга планирует интегрировать персонажа Снуп Догга в ассистента для геймеров, а бывший баскетболист Дуэйн Уэйд будет помогать пользователям в тренировках.

Если рассматривать вопрос создания магазинов в социальных сетях более прагматично, то это дает компаниям возможность сэкономить на разработке и поддержании веб-сайта или приложения. В настоящее время уже существуют чат-боты в Telegram, позволяющие, к примеру, оплатить покупки из приложения POIZON полностью на китайском языке. В течение нескольких секунд русскоязычный чат-бот находит желаемую вещь от определенного бренда на сайте и предлагает оплатить ее в рублях. Эти технологии могут существенно преобразить рынок электронной коммерции, а у компаний появится серьезная альтернатива маркетплейсам с высокими комиссиями и ограничениями по продвижению своего товара.

Давайте теперь пофантазируем, как будут выглядеть чат-боты в будущем. ИИ потенциально сможет оживить исторических личностей. Например, аватар Фрейда предоставляет онлайн-консультации в аккаунте сервиса психологической помощи, а Маяковский является твоим персональным помощником по поэзии ХХ века в книжном магазине.

Люди уже проводят с мобильными приложениями треть своего дня — 4,8 часа, по данным исследования State of Mobile 2022. У социальных сетей остается не так много конкурентов в борьбе за внимание пользователей — это сон и работа.

Новые формы коммуникации в социальных сетях будут и дальше способствовать созданию новых профессий, станут инструментом для саморазвития и продолжат знакомить людей с похожими взглядами.

Читать далее:

Посмотрите, как по-разному видят Крабовидную туманность «Уэбб» и «Хаббл»

Останки жуткой «русалки» из Японии отсканировали: что ученые нашли на снимках

Ученые рассказали, что произойдет с планетой через шесть лет

Фото на обложке: изображение от jcomp на Freepik