В 1910 году открылась первая персональная выставка Натальи. Но примерно через сутки выставку закрыли. А художницу обвинили в распространении «явно соблазнительных картин», а проще порнографии.
Через какое-то время Гончарова была оправдана. Но скандал произвел на художницу такое впечатление, что она больше никогда не писала обнаженную натуру.
Это был первый, но далеко не последний инцидент борьбы с цензурой в творческой биографии Гончаровой.
В 1911г прямо с выставки Бубнового валета была конфискована картина Гончаровой "Бог плодородия".
Еще через год православная церковь выступила с запретом на цикл Гончаровой "Евангелисты".
На следующую свою выставку, состоявшуюся в 1914 г., Наталья Гончарова получила официальное разрешение от духовного цензора. Казалось бы, все шло гладко.
Но ровно на следующий день после открытия был опубликован "анонимный отзыв", в котором осуждалось использование авангардистских техник для изображения сакральных сюжетов.
После этого представители духовенства стали требовать закрытия выставки.
В 1915 г. Наталья Гончарова, уже порядком уставшая бороться с цензурой, уезжает во Францию для работы над Русскими сезонами Дягилева. И в итоге остается там жить навсегда.
А как вы считаете, религиозные сюжеты должны изображаться по всем канонам или допустимы отступления?
Лично я убеждена, что все должно быть соразмерно своему времени. И нет ничего предосудительного в том, что святых начинают писать в жанре кубизма или примитивизма. Наоборот, это говорит о том, что художники не уходят от религии, а находятся в ней, ищут ответы, размышляют.