Найти тему
Benelli Россия

Карта Сан-Франциско на шести кассетах: чем пользовались водители для навигации до GPS

Оглавление

Краткая история первых навигационных систем — в пересказе Ars Technica и с нашими дополнениями.

Технология GPS началась с радионавигации, пишет издание: она позволяла морякам определять местонахождение корабля через связь со станциями на береговой линии. Судно отправляло запрос, несколько береговых станций понимали, откуда пришел сигнал, и передавали его обратно — так штурман судна определял местоположение.

Первая система спутниковой навигации Transit появилась в 1959 году.
Первая система спутниковой навигации Transit появилась в 1959 году.
  • Военно-морской флот США создал свою первую спутниковую навигационную систему Transit в 1959 году и отслеживал расположение атомных подводных лодок.
  • В 1968 году Министерство обороны США сформировало Исполнительную группу по навигационным спутникам NAVSEG, а в декабре 1973 года началась разработка глобальной системы позиционирования NAVSTAR. Испытания начались в 1974 году, а полномасштабная разработка была одобрена в августе 1979-го.
  • Важность GPS доказала война в Персидском заливе в 1991-м. Система улучшила точность применения оружия, а также позволила безошибочно размещать войска.

Успешное применение GPS в военных действиях раскрыло для технологии коммерческие возможности, и к 1993 году использование GPS началось в гражданских целях: его стали устанавливать в автомобилях, а позже — и на мотоциклах.

Появление GPS на приборной панели

Впрочем, первая автомобильная навигация появилась ещё до эры GPS. В 1981 году Honda предложила для японских покупателей Accord второго поколения систему Electro Gyro-Cator: она использовала датчики и гироскопы, которые сравнивали поверхность дороги с поверхностью карты. Система не всегда работала правильно из-за неточностей в картах, а её установка увеличивала стоимость автомобиля на 25%, поэтому она исчезла уже в 1982 году.

Electro Gyro-Cator
Electro Gyro-Cator

Создатели автомобильной навигационной системы Etak учли ошибки Electro Gyro-Cator. Etak разработали в Калифорнии Стэн Хани и основатель компании по производству игровых автоматов Atari Нолан Бушнелл.

Эта система тоже применяла метод счисления, сравнивая местоположение автомобиля с точками на карте. В устройстве был микропроцессор Intel 8088 и кассетный накопитель на магнитной ленте. Система выводила изображение на экран благодаря цифровой карте, компасу и датчикам на колесах.

Etak Navigator
Etak Navigator

Достать точные карты оказалось сложнее, чем спроектировать устройство. Etak использовал данные Бюро переписи населения США, а хранить карты решили на кассетах с поликарбонатным корпусом. Каждая кассета вмещала 3,5 МБ данных, была устойчива к ударам, вибрации и экстремальным температурам.

Система с 7-дюймовым экраном стоила $1595, а версия Etak Navigator 450 с 4,5-дюймовым экраном — $1395. При этом кассеты обходились по $35 за штуку.

Хотя система была не слишком компактной (например, карта Сан-Франциско заняла аж шесть кассет), она оказалась коммерчески успешной. Конкуренты покупали лицензии на патенты Etak, их картографические данные и оборудование.

Первая современная автомобильная система на базе GPS появилась в 1990 году в японской Eunos Cosmo — модель люксового суббренда компании Mazda.

GPS в Eunos Cosmo
GPS в Eunos Cosmo

В 1991 году Toyota предложила на японском рынке GPS-систему Electro-Multivision в модели Toyota Soarer, известной в США как Lexus SC. Система отображала местоположение автомобиля на 6-дюймовом цветном ЖК-экране, используя данные спутников GPS.

Electro-Multivision
Electro-Multivision

В 1992 году General Motors представила встроенную систему GPS-навигации с 6-дюймовым полноцветным ЭЛТ-экраном Sony под названием TravTek для автомобилей проката Avis Rent-A-Car во Флориде.

Впоследствии система получила название GuideStar и стала устанавливаться в качестве заводской опции за $1995 на седане Oldsmobile Eighty Eight 1995 года. Первоначально в нем были только карты Калифорнии или Лас-Вегаса, экран крепился к центральной части приборной панели, а карты размещались на компакт-диске.

GuideStar
GuideStar

В 1997 году японская компания Alpine подготовила первую портативную систему на основе карт и сигнала GPS: ее можно было установить в любой автомобиль.

Alpine CVA 1005
Alpine CVA 1005

В 1998 году Garmin выпустила портативную систему GPS-навигации StreetPilot, которая стала популярной из-за своей совместимости с разными брендами.

Garmin StreetPilot
Garmin StreetPilot

Сенсорные технологии в автомобиле

В 1986 году сенсорный экран впервые появился в автомобиле Buick Riviera — на его разработку ушло более пяти лет. На модель обратили мало внимания из-за небольших размеров и дизайна, однако то, что автопроизводитель использовал сенсорный экран в качестве стандартного оборудования было новаторским триумфом, пишет издание.

Уже в ноябре 1980 года менеджеры Buick решили, что к 1985 году они будут производить автомобиль с самой современной в отрасли электроникой. ЭЛТ-экран назвали GCC, он был покрыт невидимой майларовой панелью, в которой использовались прозрачные проводники, закодированные по строкам и столбцам для выполнения определенных функций на определенной странице. Функция каждого переключателя менялась на каждой отдельной странице.

GCC
GCC

Как только автомобиль заводился, дисплей переходил на домашнюю страницу, которая удовлетворяла 90% потребностей водителя, пишет Ars Technica. Если к экрану не прикасались в течение 30 секунд, он отключался. GCC управлял автоматическим климат-контролем, радио, графическим эквалайзером и расчетами поездки, а также отображал датчики и диагностическую информацию автомобиля.

Руководители Buick были в восторге, однако систему GCC критиковали.

«Реальность GCC далека от ожиданий. В системе Riviera нет ничего такого, чего нельзя было бы быстро сделать при помощи обычного набора переключателей, кнопок и механических инструментов», — писал в своей статье Брок Йейтс, автомобильный журналист.

Несмотря на негативную реакцию, Buick установил GCC в модель Reatta 1988-89 годов. Позже появилась модифицированная версия: визуально-информационный центр Oldsmobile, который был доступен в Oldsmobile Toronado Trofeo 1989–1992 годов.

Хотя критики высмеивали ранние попытки использовать сенсорный экран, в современных автомобилях все элементы управления размещены на нём, как в Tesla Model 3.

Tesla Model 3
Tesla Model 3

Именно после добавления сенсорного экрана, GPS стал удобным для пользователя устройством, заключает издание.

То, что рано или поздно навигация пропишется и на мотоциклах, никто и не сомневался. Единственным вопросом всегда было «когда?». Потому что если для автомобилей ни размер, ни энергопотребление, ни влагозащищенность устройств особого значения никогда не имели, то с мотоциклами всё иначе. Так что первое время портативные GPS-навигаторы (например, Garmin eTrex из начала 2000-х) были уделом исключительно внедорожных путешественников, для которых куда важнее направление, чем точный адрес или ориентирование в городе.

TomTom Rider
TomTom Rider

Первый настоящий мотоциклетный навигатор с 3,5-дюймовым цветным тачскрином и влагостойким корпусом предложила компания TomTom в 2006 году. При цене $600 модель Rider снабжалась SD-флешкой с картами, Bluetooth-гарнитурой и могла давать голосовые подсказки. И пусть экран имел весьма скромные, даже по меркам того времени, размер и разрешение, кнопки требовали порой чрезмерных усилий, а карты устарели ещё в момент выхода устройства, TomTom Rider задал определенный стандарт для мотоциклетных навигаторов, которому последовали практически все производители. Пока не появились смартфоны.

Вариант крепления смартфона на руле мотоцикла
Вариант крепления смартфона на руле мотоцикла

Оказалось, что для многих проще, эффективнее и — главное! — дешевле в качестве навигатора использовать смартфон, на который можно установить самые разнообразные варианты карт, причем регулярно и часто бесплатно обновляемых. Приладил к мотоциклу универсальное крепление, протянул шнур зарядки — и готово! Конечно, не без недостатков: вибрации быстро приканчивают встроенные в смартфон камеры, да и к остальным компонентам они беспощадны. Однако все это мелочи по сравнению с удобством пользования, универсальностью и относительной доступностью смартфонов. Так что доля специализированных навигаторов на рынке хотя и не исчезла, но серьезно сократилась, а мотокомпании стали оснащать свои мотоциклы приборными панелями с возможностью подключения смартфона.

Пошаговые навигационные подсказки с некоторых пор доступны даже на бюджетных мотоциклах, оснащенных простейшими LCD-приборами
Пошаговые навигационные подсказки с некоторых пор доступны даже на бюджетных мотоциклах, оснащенных простейшими LCD-приборами

Поначалу это были простые LCD-экраны с подсказками в виде стрелок. Но с развитием технологий и появлением на мотоциклах TFT-панелей высокого разрешения стало возможным выводить на них полноценные карты. Как, например, это реализовано на новом Benelli TRK 702.

TFT-панель Benelli TRK 702 способна подключаться к смартфону и отображать полноценную карту навигации
TFT-панель Benelli TRK 702 способна подключаться к смартфону и отображать полноценную карту навигации

Чтобы вывести на приборную панель Benelli TRK 702 карту навигатора, требуется всего три шага:

  • Скачать на смартфон приложение CARBIT RIDE из Google Play (для устройств на базе Android) или App Store (iOS).
  • Установить беспроводное соединение Wi-Fi с приборной панелью.
  • Отсканировать QR-код с экрана мотоцикла.

Приятной поездки!