Возвращаться в Алексеевскую слободу раз за разом – это как заезжать в гости к старинному другу, от квартиры которого у тебя есть ключи. Его самого нет дома, и, возможно, нет уже очень давно, где-то с конца девятнадцатого века. Но ты отпираешь дверь и заходишь внутрь, стараясь вести себя деликатно и тихо. Все здесь тебе знакомо, но каждый раз ты находишь какие-то новые детали. Словно хозяин все-таки возвращался недавно, просто ты его опять не застал.
И сегодня я начну с самого её начала, буквально с первых домов, которые стоят на Большой Алексеевской (с трудом у меня поворачивается язык называть ее улицей Солженицына).
И пусть сегодня это будет…
…Усадьба Прасковьи Семеновны Крестовниковой
Дом, известный сегодня под номером 2А, построили в 1820-1823 годах для дочери московского купца второй гильдии Семена Ивановича Быковского – Прасковьи, в замужестве Крестовниковой. А рядом с домом – хозяйственную постройку, каретный сарай и разбили фруктовый сад.
Ее муж, молодой купец, корнями из Переславля-Залесского, Петр Козьмич Крестовников, потомственный почетный гражданин, скончался за несколько лет до этого в возрасте чуть больше тридцати (и никак не мог построить для жены этот дом, как пишут некоторые сайты и рассказывают отдельные экскурсоводы).
И новая владелица участка на Большой Алексеевской явно не скупилась на строительство. Главный усадебный дом вышел строгим, но великолепно-изящным. В стиле классицизма, с элегантными пилястрами, лепным фризом и треугольным портиком (7 фото).
А вот кто, когда и по какой причине украсил фриз и медальон фронтона фигурками арф, мне очень бы хотелось узнать. Была ли близка музыкальному искусству сама хозяйка-устроительница усадьбы или кто-то из будущих ее обитателей – неизвестно.
Сами же Крестовниковы – выходцы из переяславских монастырских крестьян…
…Вошли в купечество, торгуя различными товарами
Говорят, что свою фамилию они получили благодаря тому, что во время крестных ходов представители именно их семьи держали крест. А дети еще и пели на клиросе.
Основатель династии – Кузьма (или Косьма) Васильевич Крестовников, свекор нашей героини – переселился в Москву еще в 1772 году, сразу после того, как в Первопрестольной утихла эпидемия чумы. Здесь он, помимо непосредственно торговли, открыл собственные сахарорафинадные, бумагопрядильные и белильные фабрики. Считается даже, что именно он был одним из первых московских купцов, кто начал сочетать купле-продажу с производством.
Его младшие дети – Александр и братья-близнецы Ксенофонт и Константин, став купцами московской первой гильдии, основали Товарищество на вере «Братья Крестовниковы», распространив свое влияние более чем на два десятка губернских городов. Позднее они переименовали товарищество в «А. Крестовников с племянниками», а затем в «Братья Крестовниковы и К» и в 1871 году – в «Фабрично-торговое Товарищество Братьев Крестовниковых на паях».
(5 фото)
А еще они открыли в 1855 году стеариновый и мыловаренный завод в Казани, выпускавший продукцию, регулярно бравшую все возможные призы на всех возможных выставках. Удостоились Крестовниковы даже ордена Почетного легиона на Всемирной выставке 1889 года, а начиная с 1861 года сделались поставщиками Двора Его Императорского Величества.
Торговали Крестовниковы и с заграничными фирмами.
А выпускаемое ими «Мраморное мыло» и вовсе долгое время считалось едва ли не лучшим подарком среди многих домохозяек (3 фото, заимствованные из открытых источников).
Возвращаясь же к усадьбе, осталось сказать одно. Прасковья Крестовникова…
…Жила здесь вплоть до собственной смерти в 1856 году
После этого усадьба перешла во владение Николо-Угрешского монастыря, которому принадлежала до самой революции.
Большевики усадьбу национализировали. Что в ней было в советские годы, я не обнаружил. А сейчас в усадебном доме располагается ресторан «Гусятникоff».
Память же о купцах Крестовниковых в Москве хранят усадьбы в Алексеевской слободе и на Покровском бульваре… А еще – малюсенький пятачок земли в Восточном Бирюлеве, недалеко от того места, где живу я сам, названный Площадью Крестовниковых. Здесь, в деревне Загорье, у них была еще одна усадьба.
Купеческое семейство очень многое сделала для моего родного района – того, каким он был в старину: вырыли колодцы, благоустроили пруды, в которых разводили множество сортов рыбы, разбили регулярные и ландшафтные парки, высадили редкие сорта сирени и многих других растений. И даже построили шоссе от Загорья в Царицыно, частью которого сегодня являются Липецкая улица и 3-я Радиальная.
А соседнее здание с усадьбой Крестовниковых в Алексеевской слободе принадлежало старообрядцам купцам Морозовым, с которыми они породнились через женитьбу одного из Крестовниковых на Юлии Тимофеевне Морозовой.
Но это уже совсем другая история, и рассказ о ней еще впереди.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!