Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин провели в резиденции Филоли под Сан-Франциско 15 ноября (по местному времени) четырехчасовые переговоры. Выступая на пресс-конференции по их итогам, американский лидер назвал их «одними из самых конструктивных и продуктивных» из тех, что были между ними. Впрочем, Байден снова не смог удержаться от ярлыка «диктатор» в адрес своего визави.
Как сообщает пресс-служба Белого дома, Байден и Си провели «откровенную и конструктивную дискуссию» по двусторонним и глобальным вопросам. «[Байден] подчеркнул, что Соединенные Штаты всегда будут отстаивать свои интересы, свои ценности, а также своих союзников и партнеров. Он вновь повторил, что мир ожидает от США и Китая ответственного подхода к конкуренции, чтобы не допустить ее перерастания в конфликт, конфронтацию или новую холодную войну», – говорится в заявлении Белого дома.
Отмечается, что стороны договорились о возобновлении сотрудничества по борьбе с глобальным незаконным производством и оборотом наркотиков, включая такие синтетические наркотики, как фентанил. Для этой цели США и Китай создадут рабочую группу по координации действий правоохранительных органов.
Кроме того, между Пекином и Вашингтоном возобновляются военные контакты на высоком уровне, которые оборвались в августе 2022 г., когда состоялся резонансный полет бывшего спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань. Как пишет CNN, это приведет к «созданию механизмов для устранения просчетов и к созданию форумов, где обе стороны смогут изложить свои обеспокоенности». Министр обороны США Ллойд Остин планирует встретиться с китайским коллегой после того, как в Пекине определятся с его фигурой (пост остается вакантным с 24 октября после отставки прежнего министра Ли Шанфу), а председатель комитета начальников штабов ВС США – со своим визави.
Байден и Си также сошлись в необходимости устранять риски, связанные с системами искусственного интеллекта, работать над значительным увеличением регулярных пассажирских рейсов, выступили за расширение образовательных, студенческих, культурных, спортивных и деловых обменов и подчеркнули важность работы друг с другом для преодоления климатического кризиса.
Как отмечает агентство «Синьхуа», Байден тепло встретил Си. Китайский лидер заявил, что мир претерпевает серьезные изменения, которых не было 100 лет, и у Китая и США есть два варианта: укреплять сотрудничество, работать вместе для решения глобальных проблем и способствовать мировой безопасности и процветанию или же принять менталитет «игры с нулевой суммой», провоцируя конфликты и ведя мир к смуте и расколу. Отношения Китая и США Си назвал «наиболее важными двусторонними отношениями в мире». По его словам, пытаться изменить друг друга нереалистично, а последствия конфликта между странами будут невыносимы для всех.
«Китай не пойдет по старому пути колониального грабежа и не пойдет по пути гегемонии, не будет экспортировать идеологию и не вступит в идеологическую конфронтацию ни с одной страной. У Китая нет планов превзойти или заменить США, а у США не должно быть никаких планов по подавлению или сдерживанию Китая», – сказал Си. Он описал «пять столпов», на которых, по его мнению, должны выстраиваться отношения между ними: правильно воспринимать друг друга, устранять разногласия, учитывать взаимную выгоду, совместно нести ответственность крупных держав и продвигать культурно-гуманитарные контакты.
В отношении Тайваня Байден подчеркнул, что американская политика «одного Китая» не изменилась, но США выступают против любых односторонних изменений статус-кво. «Мы ожидаем разрешения межпроливных разногласий мирными средствами», – говорится в заявлении американцев, где содержится и призыв к КНР к сдержанности в использовании военной активности в Тайваньском проливе.
Си в ответ подробно изложил принципиальную позицию КНР по тайваньскому вопросу. «США должны выразить свою позицию неподдержки «независимости Тайваня» в конкретных действиях, прекратить вооружать Тайвань и поддержать мирное воссоединение Китая. Китай в конечном итоге воссоединится, воссоединение неизбежно», – сказал он.
Позже представитель администрации Байдена высокого ранга рассказал журналистам, что Си сначала заверил, что китайцы предпочли бы воссоединение с Тайванем мирным путем, «но затем немедленно перешел к условиям потенциального использования силы», пишет ТАСС. Впрочем, их прессе не раскрыли. Более того, председатель КНР на переговорах комментировал «сообщения, что Китай готовится к военным действиям в 2027 г. или 2035 г.», о чем «говорил с некоторой долей раздражения». «Затем он фактически сказал, что таких планов нет», – передал представитель американской администрации.
Не обошел американский лидер и тему универсальности прав человека, снова обратив внимание на нарушение прав человека в Китае, в частности в Синьцзяне, Тибете и Гонконге. Кроме того, США стремятся помочь своим гражданам, которые, как им кажется, были задержаны в Китае без должной на то причины.
По международным конфликтам главы Китая и США, видимо, лишь обозначили свои позиции. Американский лидер сказал, что США вместе с союзниками и партнерами намерены продолжать «поддерживать защиту Украины от российской агрессии, чтобы Украина вышла из этой войны демократической, независимой, суверенной и процветающей страной».
Кроме того, Байден вновь заявил о поддержке США права Израиля «на самозащиту от терроризма», подтвердил «непоколебимую приверженность» защите союзников в Индо-Тихоокеанском регионе, соблюдению международного права, поддержанию мира и стабильности в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и полной денуклеаризации Корейского полуострова.
Наконец, Байден выразил озабоченность «несправедливой торговой политикой КНР, нерыночными экономическими практиками и карательными мерами против американских компаний». США будут и дальше принимать необходимые меры против китайского «использования передовых американских технологий в целях подрыва нацбезопасности», но не ограничивая при этом «необоснованно» торговлю и инвестиции. Си со своей стороны указал, что США постоянно применяют меры экспортного контроля, проверки инвестиций и односторонние санкции, которые «серьезно вредят законным интересам Китая».
В ходе переговоров лидеры государств иногда стремились разрядить обстановку. Поводом стали грядущий день рождения Байдена и жены Си Пэн Лиюань, которые отмечают его в один день – 20 ноября. Как пишет The New York Times, Байден поздравил жену Си с наступающим праздником, на что китайский лидер сказал, что «ему неловко, что так много работал, что забыл» об этом. Провожая же после переговоров Си, Байден осмотрел его лимузин «Хунци».
Впрочем, после переговоров Байден сразу же сделал заявление в прежней манере. На пресс-конференции журналисты спросили его, по-прежнему ли он готов назвать китайского лидера диктатором. «Послушайте, ну он и есть. Он диктатор в том смысле, что он парень, управляющий коммунистической страной, правительство которой полностью отличается от нашего», – сказал он. МИД КНР уже назвал эти слова ошибочными и безответственными.
«Доверяй, но проверяй, как гласит старая поговорка» – так описал Байден свое отношение к китайскому руководству, что, впрочем, в КНР могут воспринять и как совет.
Байден, говоря о «диктаторе Си», пытался не попасть в ловушку американского корреспондента, который задал соответствующий закрытый вопрос, говорит руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов. Если бы Байден сказал «нет, не считаю», то его бы обвинили в США, что он прислуживает китайским коммунистам, и это снизило бы шансы в предвыборной гонке. При этом Байден все-таки постарался убрать фокус с личности председателя КНР, обратив внимание на различия в политических системах. В целом же если Байден отчитывался перед избирателями о достигнутых договоренностях, то в китайских СМИ делают акцент на тех пяти основах отношений КНР и США, о которых говорил Си. «Это подается как готовность и способность Китая к стратегическому лидерству в китайско-американских отношениях», – считает Ломанов.
Борьба с фентанилом – одна из немногих тем, что где Китай и США сейчас могут сотрудничать, говорит политолог Ян Веселов. Большую часть химикатов, используемых для производства фентанила, делают в Китае, после чего они попадают в Мексику. Республиканцы сильно критикуют Байдена за то, что он не может положить этому конец, и даже обвиняют Китай в ведении биологической войны против Америки, говорит Веселов. Справедливости ради, прошлая администрация Трампа тоже мало что смогла сделать в борьбе с эпидемией опиоидной наркозависимости. И пока не очень понятно, о чем конкретно Си и Байден договорились в этой сфере и как быстро это принесет какие-то результаты, заключает эксперт.
Байден достиг желаемых целей, но это очень низкая планка – борьба с фентанилом и сотрудничество по искусственному интеллекту, говорит эксперт РСМД Алексей Наумов. США и Китай в данный момент обречены на конфронтацию, и это не исправить переговорами и договоренностями, так как логика противостояния двух великих держав диктует их конкуренцию. Неразрешимые вопросы вроде Тайваня, Северной Кореи и отношений с Россией останутся и не нужно питать иллюзий на этот счет, уверен Наумов. При этом переговоры были, скорее, нужны для избежания эскалации и с этой точки зрения их можно считать успешными, но никакого партнерства не просматривается, считает он. Максимально лучший исход в нынешних условиях – сохранение нынешнего вектора на нейтральные отношения между КНР и США, заключает Наумов.