Найти в Дзене
RGB

Легендарная трилогия Ninja Gaiden - Часть 1

Оглавление
В 1988 году молодой ниндзя Рю Хаябуса, член прославленного клана Дракона, сталкивается с серьезным испытанием. Начало его миссии – письмо от отца, в котором говорится о необходимости отправиться в Америку на поиски археолога Уолтера Смита. Это послание втягивает Рю в вихрь опасных приключений и мрачных тайн.
По приезде в США Рю сталкивается с Айрин Лью, агентом ЦРУ, которая сначала атакует его, а затем неожиданно помогает, передавая древнюю статую. Рю узнает, что его отец и археолог Уолтер Смит в глубинах Амазонки нашли две демонические статуи среди руин старого храма. Эти артефакты обладают силой, способной оживить древнего демона и вызвать хаос в мире.
В погоне за истиной Рю противостоит мрачным силам, стремящимся использовать статуи для своих коварных целей. Статуи неоднократно меняют владельцев, и каждый новый оборот судьбы ведет Рю к опасностям и новым открытиям. Во время своего путешествия он обнаруживает, что его отец жив, но попал в ловушку зла..
-2

Введение

В 80-е уже многие годы азиатская массовая культура продолжает экспансию на Запад. Все прошлое десятилетие на пике популярности были гонконское, корейское и японское кино в жанре уся. В фильмах уся нереально крутые герои и героини в восхитительных костюмах рубят в капусту невозможно прокачанных злодеев на фоне невероятных декораций. Эти фильмы часто сочетают захватывающие сцены действия с глубокой философией и, порой, юмором.

Всемогущие монахи
Всемогущие монахи

Жанр уся зародился в Гонконге 1960-х, но его корни уходят в литературу времен династии Тан, где описываются приключения и благородные поступки мастеров боевых искусств. Уся в кино представлено разнообразно, включая комедии, такие как «Пьяный мастер» с Джеки Чаном, драматические фильмы вроде «Телохранители и убийцы», и даже артхаусные работы Вонг Кар-Вая. Эти фильмы могут иметь разный настрой, серьёзность и подход к сюжету, варьируя от легкомысленных комедий до эпических историй о героизме и жертвенности. Известность за пределами Китая жанр приобрел в середине шестидесятых благодаря фильмам Кинга Ху и Чанга Че.

«Пьяный мастер» с Джеки Чаном, 1978
«Пьяный мастер» с Джеки Чаном, 1978

Но пришло время, когда бравые шаолиньские монахи, побеждающие толпы врагов силой кулака и пятки, уже начали приедаться. И тогда на арену вышли ниндзя: таинственные японские воины в черных балахонах с мечом за спиной и сюрикенами в кармане. Они умели то, что шаолинским монахам даже и не снилось: бегали по воде, телепортировались, взбирались по отвесным стенам, использовали в бою разные хитроумные приспособления, от дымных бомбочек до пружин для 10-метровых прыжков.

Месть ниндзя, 1983
Месть ниндзя, 1983

Согласно легенде ниндзя или, как иначе их называют, синоби являлись наёмными убийцами. Боевому искусству ниндзюцу обучали с раннего детства. В итоге вырастали отважные и профессиональные бойцы-убийцы. Конечно, к настоящим средневековым японским воинам-наемникам все это имело примерно никакого отношения. Но тут случилось то же самое, что уже случалось с киношными пиратами, ковбоями или вампирами: родился новый, стереотипный персонаж. И массовый зритель его полюбил.

Месть ниндзя, 1983
Месть ниндзя, 1983

В середине восьмидесятых увлечение ниндзя на Западе переросло в настоящую манию. Наверное, сами японцы были в шоке от того, как популярными стали их национальные персонажи где-то за океаном. Круче ниндзя для западного подсознания никого не было. Дошло до того, что в Европе начали запрещать детскую ниндзя-продукцию, и даже само слово "ниндзя", так как слишком часто детишки травмировались самодельными нунчаками и катанами.

Американский ниндзя, 1985
Американский ниндзя, 1985

Скоро эта волна докатилась и до нас. Если ваше детство пришлось на начало девяностых, вы тоже, наверняка, читали самоучители по ниндзюцу, делали ниндзя-маску из футболки и складывали бумажные сюрикены. А самый топ - деревянные самодельные нунчаки! И ниндзя были везде.

-8

-9

Каждый год выходили десятки фильмов про ниндзя, правда, один хуже другого. Но кого это волновало? А еще книги и комиксы, игрушечных ниндзя, ниндзя-черепашки, межгалактические ниндзя, и, конечно, игры о ниндзя.

Черепашки-ниндзя (Teenage Mutant Ninja Turtles), 1984
Черепашки-ниндзя (Teenage Mutant Ninja Turtles), 1984

И если кино о них было скажем так, не выдающееся, то с играми нам повезло гораздо больше. Ниндзя идеально подходили на роль главного героя экшн-игры. Расцвет их популярности пришелся как раз на эпоху 8 и 16 бит. Такое стечение обстоятельств одарило нас множеством отличных игр про ниндзя, в том числе несколькими настоящими шедеврами. И, наверное, мало кто будет спорить, что одной из лучших, а, может, и лучшей игрой о них была "Ниндзя Гайден" (Ninja Gaiden), которая вместе со своими продолжениями образовала великую восьмибитную сагу трилогии о приключениях Рю Хаябусы. Давайте же погрузимся в историю, как "Ниндзя Гайден" появился на свет, но сначала немного предыстории. Ведь был еще другой - аркадный "Ninja Gaiden".

Аркадный "Ninja Gaiden"

В 1988 году, компания Tecmo была еще молодой и получила свое современное название всего два года назад, но у нее в багаже уже было несколько аркадных игр, в том числе такие хиты, как Mighty Bomb Jack, Star Force и Solomon’s Key. Выпущены они были еще под прежним названием Tehkan.

-11

-12

Недавно созданный отдел консольных игр находился в приоритете, но основное внимание все еще уделялось аркадным автоматам. До руководства дошли слухи о том, что на Западе все помешались на японских национальных героях - ниндзя, и оно решило, что пора ковать железо, пока горячо. Двум командам было поручено сделать игры на тему ниндзя: аркадную и консольную.

Годом ранее выстрелила аркадная Double Dragon от Technos, которая дала толчок популярности жанра beat 'em up. Так и появился готовый рецепт: нужно сделать beat 'em up про ниндзя. Он вышел в октябре 88-го. Те, кто привыкли к версии для NES, не узнают в этом мускулистом качке Рю Хаябусу. Он сверкает нетипичным для ниндзя накаченным рельефом и для этого даже носит специальную версию балахона с коротким рукавом.

Игра повторяет по геймплею успешную формулу Double Dragon без особых вариаций: это абсолютно линейный beat 'em up, где мы просто идем вперед, выбивая дурь из врагов. Видов врагов мало, и почти все они встречаются уже на первом уровне, так что сюрпризов дальше почти не будет.

-13

По канонам жанра, Рю истребляет врагов главным образом голыми руками и ногами. И для этого у него довольно скудный арсенал всего из трех приемов. Единственное оружие - меч дракона — катана, передаваемая по наследству реликвия клана Хаябуса, но его выдают только лишь по «праздникам», да и то ненадолго. Меч прибавляет ровно один вид атаки. Ну и, поскольку Рю все-таки ниндзя, его научили некоторым приемам ниндзюцу: он умеет взбираться по столбам и шестам, отпрыгивает назад от стен, цепляется за веревки и перекладины и оттуда атакует врагов. Можно немного разрушать окружение, чтобы найти пару стандартных power-up'ов, вроде восстановления здоровья и увеличения таймера.

-14

Игра была благосклонно принята игроками и прессой, но в общем и целом это типичный аркадный beat 'em up своего времени: короткий, сложный, не очень интересный и практически без сюжета, правда - что важно - с возможностью играть вдвоем.

-15

Единственное, чем он вошел в историю, - это жестокая сцена Game Over, где на связанного Рю сверху опускается циркулярная пила, шантажируя игрока закинуть еще монетку в автомат, чтобы прекратить эту экзекуцию.

-16

Вскоре после выхода, аркадный Ninja Gaiden был портирован на кучу различных домашних ПК, а чуть позже - на портативку у Atari Lynx. Однако все эти порты получились бесконечно хуже оригинала и внимания не заслуживают, разве что в мануале версии для Lynx был вот такой крутой комикс.

-17

В середине 90-х разрабатывался еще и сиквел аркадного Ninja Gaiden, но волна увлечения ниндзя к тому времени уже почти сошла на нет, и он так и не был выпущен. О сиквеле известно очень мало, в основном из единственного рекламного постера. На нем видны три играбельных персонажа: здоровяк, анимешная девочка и собственно Рю Хаябуса. Здесь он мало похож на свой привычный образ, да и вообще на ниндзя: без маски и в почему-то красном плаще.

-18

В общем, сиквел получался совсем неканоничным, и, возможно, даже хорошо, что он не вышел. К тому времени уже пришло понимание, что к разработке игр для домашних консолей нужен другой подход, чем к аркадным. Если в аркадных залах игрок платит за короткую игровую сессию, то владелец консоли покупает картридж с игрой, который стоит немалых денег, и его содержание должно соответствовать цене. Если аркадная игра может быть короткой, очень сложной и насыщенной, то консольная игра должна быть длиннее и содержать намного больше контента. Нельзя просто перенести игру с аркады на консоль. Поразмыслив в этом направлении, компанией было принято решение сделать другого Ninja Gaiden и делать его будет совершенно другая команда, которую возглавил Хидэо Ёсидзава.

Геймплей и Хидэо Ёсидзава

Хидэо Ёсидзава пришел в Tecmo еще в 1984 году (до 1986 года компания еще носила название Tehkan) и первое время занимался рутинной работой, не связанной с разработкой игр, - продавал аркадные автоматы операторам игровых клубов. Но интерес к разработке у него появился с самого начала. Он постоянно крутился в командах разработчиков, предлагая свои идеи.

Хидэо Ёсидзава
Хидэо Ёсидзава

Скоро руководство это заметило и перевело Хидэо в отдел разработки аркадных игр. Так он стал разработчиком, а первой его игрой стал Pinball Action, следующей - аркадный Gemini Wing. За это время в Tecmo разглядели перспективы консольного рынка, особенно после невероятного взлета популярности NES, особенно после выхода Super Mario Bros. Отдел консольных разработок решили расширить и Ёсидзава перешел туда, чтобы делать игры для Famicom. Первой консольной игрой Хидэо стала Mighty Bomb Jack, которую почему-то не очень полюбили на Западе, хотя в Японии она была очень популярна.

Pinball Action
Pinball Action

В конце 87-го года начальство наконец поручает Ёсидзава по-настоящему важное задание: сделать action-игру про ниндзя, да такую, чтобы она понравилась не только японской, но и западной публике. Первым делом Ёсидзава взялся за изучение материала, для чего выписал из Штатов стопку американских журналов о ниндзя.

Один из примеров - журнал Ninja, который появился на прилавках в середине 80-х годов во время повального увлечения ниндзя в Америке. Они были потрясающими, но в то же время плохо сделанными. Внутри помещались статьи о специфических аспектах ниндзя, таких как медитация, особое оружие ниндзя или боевой стиль, например "бой в закрытых помещениях". Также были тематические статьи о типах ниндзя. Были выпуски, в которых рассказывалось о женщинах-ниндзя, или серии статей, посвященные "элементным ниндзя". К "элементным ниндзя" относились "огненный ниндзя", "водный ниндзя" и "ветряной ниндзя". Одной из лучших вещей в этих журналах были обложки. В основном на них были изображены ниндзя, прямо убивающие людей с мечами и звездами ниндзя. Отсюда и был взят сформированный на Западе образ.

Ёсидзава обнаружил, что западные ниндзя сильно отличаются от традиционных японских. Например, они владеют приемами кунфу, а искусство ниндзюцу там превратилось в магию. Игру предстояло делать для западной аудитории, и Хидэо с самого начала не нравился тот качок, которым сделали Рю в аркадной версии. Его представления о ниндзя были совсем другие: быстрые и ловкие, бесшумные воины, которые могут разрезать врагов мечом и прыгать по стенам и крышам. Beat 'em up для такого героя совершенно не подходил, и игру было решено делать в другом жанре - action-platformer.

Разработка NES-версии стартовала в начале 1988 года практически одновременно с аркадной. Двумя командами, буквально в соседних кабинетах, делали две совершенно разные игры про ниндзя, и обе команды получили полную свободу делать игру так, как они считают нужным. Хидэо поначалу сомневался, правильно ли будет выпускать две настолько разные игры под одним названием, но глава Tecmo настоял, что все будет в порядке. И как показало время, он был прав.

Консольную версию было решено делать в современном антураже, как и аркадную. Поначалу главного героя хотели сделать максимально современным и даже снабдить шлемом со сканером, чтобы обнаруживать скрытых врагов, но эту идею быстро отбросили. Приключение средневекового японского воина с мечом на улицах американского мегаполиса казалось команде совсем уж нелепым, но Хидэо смог всех убедить, что так и нужно делать игру.

-22

Вот такие они странные эти американцы, и так представляют японских ниндзя, что поделать - дадим им такого, какого они хотят видеть. Одним из главных геймплейных нововведений стала возможность цепляться за стены и подниматься вверх, отпрыгивая от стены к стене.

-23

Ни один игровой ниндзя до этого не умел такого. Скоро этому приему обучили героев многих других игр.

Позже навыкам ниндзя обучили и самого Бэтмана
Позже навыкам ниндзя обучили и самого Бэтмана

Магию ниндзя реализовали в виде дополнительного оружия, подбираемого на уровнях, и духовную силу, которая расходуется при использовании оружия. Вам наверняка казался странным все эти птицы и пауки, в которых спрятано оружие, но это как посмотреть. В первом уровне на стенах домов висят фонарики, но дальше начинаются горы, джунгли, в общем, уровни, где фонарей быть не может.

-25

Разработчики могли бы забить на это и навесить фонарей во всей игре, и никто бы их особо не ругал за это, но они потрудились сделать в каждом уровне предметы, наиболее соответствующие окружению. Нигде они не разбросаны без логики, например, пауки в джунглях всегда сидят на деревьях и никогда не висят в воздухе.

-26

На уровне 4-2, например, нет появления power-up’ов на мосту, потому что там некуда повесить фонарь.

-27

Еще один пример - самая знаменитая катсцена, где главный герой смотрит на цитадель главного злодея. Кажется, что нарисовали просто гору, но если наложить карту последних уровней, видно, что ее форма вполне им соответствует, и мы можем видеть, где будем подниматься наверх, и мост, ведущий в храм.

-28
-29

Все это показывает, какое внимание уделялось даже самым мелким деталям. Игровая пресса следила за разработкой практически с самого начала, и по ходу разработки менялась не только сама игра, но и ее название.

Продолжение статьи читайте здесь
Легендарная трилогия Ninja Gaiden - Часть 2

-30

© Андрей Плотников

Подписывайтесь на канал RGB и ставьте «Лайк», чтобы не пропустить новые статьи.

ретро ретроигры ретро игры rgb ргб видеоигры игры ностальгия денди сега нинтендо dendy sega nintendo nes snes RetroOrigins РетроИстоки Ninja Gaiden Ниндзя Гайден