Индустрия видеоигр жестко рухнула в 1983 году, положив резкий конец расцвету ранних консолей вроде Atari 2600. Но из пепла, словно феникс, поднялась Nintendo Entertainment System (NES). Эта революционная 8-битная консоль в одиночку возродила видеоигры и вошла в историю, определив целое поколение геймеров.
Истоки этой легендарной системы уходят в конец 1970-х годов, когда Гумпэй Ёкои из Nintendo разработал Game & Watch - карманные LCD-игры, предшественники Game Boy. Позже Ёкои курировал создание успешной аркадной игры Donkey Kong. Воодушевленная успехом, Nintendo решила разработать картриджную консоль для домашнего рынка. Её кодовое название - Famicom, сокращение от «Family Computer».
Тем временем в 1982 году инженер Масаюки Уэмура возглавил команду по разработке аппаратного обеспечения для Famicom в Nintendo. Уэмура-сан ранее создавал игровые приставки Color TV Game, так что разбирался в железе. Для Famicom он разработал фирменный чипсет, позволивший спрайты, прокручиваемые экраны и улучшенную графику. Это дало Nintendo технологическое преимущество перед конкурентами.
После обширного тестирования 15 июля 1983 года состоялся японский дебют Family Computer. Консоль кремово-бордового цвета стоимостью 14 800 иен поступила в комплекте с геймпадом, кабелями и копией Donkey Kong. После скромного старта Famicom получила массивную маркетинговую поддержку. Благодаря веселому геймплею Super Mario Bros. консоль стала большим хитом в Японии.
Закрепившись на японском рынке, Nintendo нацелилась на Америку. Но крах игрового рынка 1983 года, вызванный перенасыщением низкокачественными играми, напугал ритейлеров. Чтобы преодолеть стигму, в Nintendo переделали консоль, чтобы она выглядела менее как игрушка. Новый квадратный дизайн серо-черного цвета в сочетании с маркетингом как «системы развлечений» преодолел возражения розничных продавцов.
Переименованная в Nintendo Entertainment System, или сокращенно NES, консоль прошла тестовый маркетинг в Нью-Йорке в конце 1985 года. Поддержанная хитом Super Mario Bros., прочным железом и аксессуарами вроде пистолета, приставки NES разлетались с полок магазинов. В 1986 году последовал успешный общенациональный релиз. К 1988 году более 7 миллионов американских домохозяйств купили NES, закрепив доминирование Nintendo.
Часть успеха обусловлена ограничительными лицензионными соглашениями, давшими Nintendo полный контроль над производством игр. Сторонние разработчики должны были следовать строгим правилам, но присутствие на NES было критическим для компаний 80-х. Хиты продаж как Final Fantasy, Tetris, Dragon Quest и Metal Gear Solid укрепили наследие NES.
В других странах консоль NES принимала разные формы по лицензии у разных компаний. В Южной Корее Hyundai выпустила клон Famicom под названием Comboy в 1989 году. Он обладал лучшей графикой, чем NES, но выпускался ограниченно. В Бразилии NES стала Master System III по необычному соглашению между Nintendo и соперником Sega.
В Индии Samurai был нелицензионной копией NES, вдохновленной японским дизайном Famicom. Без лицензии Nintendo, Samurai предлагал встроенные игры и слоты для картриджей. Несмотря на популярность в Индии, производство Samurai было недолгим до официального выхода NES в начале 90-х.
В России игроки тоже оказались вовлечены в 8-битную революцию, хоть и с некоторым запозданием. Первые советские подростки познакомились с зарубежными приставками в конце 80-х благодаря редким поездкам родителей или знакомых за рубеж. Первые «денди» привозились буквально в чемоданах! В начале 90-х появились первые магазины с импортной техникой, и российские геймеры наконец смогли купить легендарные NES или Sega Mega Drive. Но цены кусались, поэтому приходилось объединяться с друзьями или идти в компьютерные клубы. Тем не менее 8-битные консоли навсегда вошли в историю отечественного гейминга, открыв для россиян зарубежные хиты вроде Sonic the Hedgehog, Super Mario, Street Fighter и других классических аркад.
Благодаря как лицензионному распространению, так и нелегальному клонированию, наследие Nintendo Entertainment System распространилось далеко и широко, возродив посткризисную индустрию видеоигр. За время жизни почтенная консоль получила более 800 игровых названий, более 60 миллионов проданных приставок и целое поколение детей, прикованных к экранам телевизоров. С играми, вошедшими в поп-культуру и некоторыми франшизами, живыми по сей день, NES стала пионером развлекательной революции, отголоски которой до сих пор ощутимы в игровой индустрии. Она воскресила видеоигры из мрачных времен и сделала Nintendo домашним именем, которым оно остается сегодня.
Подписывайтесь на канал RGB и ставьте «Лайк», чтобы не пропустить новые статьи.
ретро ретро-игры ретро игры ретроигры rgb ргб видеоигры игры ностальгия денди сега нинтендо dendy sega nintendo nes snes double dragon RetroOrigins РетроИстоки