Болгарская военная авиация имеет одну из самых давних историй в мире. Собственно, первое боевое применение самолётов в Европе было именно болгарами в Первой Балканской войне. До них это сделали итальянцы, но в Ливии, то есть на африканском континенте.
После поражения в Первой Мировой войне Болгарии, по условиям Нейиского мирного договора, было запрещено иметь военную авиацию. Потому перед Второй Мировой войной начинать пришлось всё заново и с нуля. Несмотря на то, что основную часть авиационного парка составляли машины иностранной разработки и производства, в Болгарии производили и собственные, весьма неплохие самолёты.
Давайте кратко посмотрим, какие самолёты имелись на вооружении Болгарии в тот период.
Начнём с истребителей, которые все были иностранные.
Справедливости ради надо сказать, что в Болгарии были проекты собственных истребителей. Так, 1931 годом датируется проект истребителя ДАР-Божурище ДАР-7. Самолёт этот ничуть не уступал своим современникам — советскому И-5, американскому Boeing P-12 и британскому Bristol-Bulldog. Но так как Болгария не имела право иметь свою военную авиацию, то проект так и остался на бумаге.
Первые истребители подарила болгарам Германия в 1936 году. Это были 12 самолётов Heinkel He.51. Эти самолёты получили в Болгарии название "Сокол". На тот момент вполне современные машины, хотя, конечно, к началу Второй Мировой они уже устарели. Но состояли на вооружении до 1942 года.
В 1937 году к ним добавились 12 истребителей Arado Ar.65. Эти самолёты получили в Болгарии название "Орел", но с 1939 года использовались лишь в лётных школах как учебные. Последний самолёт летал до 1944 года.
В 1937 году в Польше было закуплено 14 истребителей PZL P-24В, созданных для экспорта. Эти машины получили в Болгарии название "Ястреб". В 1940 году эти самолёты передали в учебные части, но в 1942 году снова вернули. Самолёты дожили до 1944 года, когда большинство было уничтожено в ходе бомбардировок. Ну а оставшиеся уже мало на что годились.
В 1939 году болгары закупили у немцев 60 самолётов Avia B.534 бывшей чехословацкой армии. В том же году было куплено ещё 6 истребителей на запчасти, а в 1940 году ещё 12 машин. Этим объясняется расхождение в цифрах поставок — в одних источниках 72, в других 78. Болгарское обозначение истребителя — "Доган" («Охотничий сокол»). Самолёты служили до 1945 года, но в 1944 году применялись уже только как штурмовики.
В 1939 году Болгария захотела купить 12 чехословацких истребителей Avia B.135 и также произвести 50 самолётов по лицензии. В Болгарии самолёты дали обозначение "Лястовица" («Ласточка»). Получить 12 самолётов удалось лишь в начале 1943 года, а от лицензии к тому времени отказались.
В 1943 году немцы поставили в Болгарию 98 французских истребителей Dewoitine D.520. Болгарское обозначение было просто "Девуатин".
Самолёт очень хороший даже для того периода и существенно усилили болгарское ПВО. Сначала планировалось поставить 48, затем 96, затем 100 и 114. Максимальный план предусматривал поставки болгарам 246 истребителей Dewoitine D.520 и 37 бомбардировщиков Bloch 210. Но всё ограничилось 98 истребителями.
Ну и про немецкие истребители Messerschmitt Bf.109. Первые поставки были в 1940 году — 10 Bf.109E-3. Ещё 9 таких истребителей было куплено в 1941 году. В 1943 году было поставлено 46 Bf.109G и ещё 99 в 1944 году. Болгарское обозначение истребителя — "Стрела".
Теперь про бомбардировщики и штурмовики.
В 1936 году Германия подарила для создаваемой болгарской авиации 12 бомбардировщиков Dornier Do.11. Самолёты, уже тогда, не самые современные, но у Болгарии и таких не было. Бомбардировщики получили название "Прилеп" («Летучая мышь») и использовались до конца 1943 года. Правда, как легко догадаться, воевать им не пришлось.
В 1937 году в Польше было закуплено 12 лёгких бомбардировщиков PZL P-43 (экспортная версия состоявшего на вооружении польской авиации самолёта PZL Р-23 KARAS). В Болгарии самолёт получил название "Чайка". Позже было заказано ещё 36 таких самолётов, затем заказ увеличили до 42. Однако, уже готовые самолёты были сначала реквизированы польскими властями. Затем 33 бомбардировщика всё-таки отправили в Болгарии, а остальные 9 не успели — немцы оккупировали Польшу и самолёты оставили себя в качестве учебных.
В Болгарии планировали наладить лицензионное производство польских бомбардировщиков PZL-37 Łoś, кроме этого, было заказано 15 таких самолётов и 12 разведчиков-бомбардировщиков PZL.46 Sum, но не получилось до падения Польши.
В 1939 году немцы продали болгарам 24 бывших чехословацких бомбардировщика Avia B-71 (производившийся в Чехословакии по лицензии советский СБ). Ещё 8 были поставлены в 1940 году. Болгарское обозначение бомбардировщика — "Жерав" («Журавль»), самолёты использовались до конца войны.
В том же 1939 году из остатков бывшей чехословацкой авиации немцы продали в Болгарию 12 бомбардировщиков Aero MB.200 (французские бомбардировщики Bloch MB.200, выпущенные по лицензии в Чехословакии). Машины хоть и сильно устаревшие, но до конца войны использовались для патрулирования над морем. В болгарской авиации они получили название "Бухал" (Сова).
В 1939 году для замены польских PZL P-43 был создан КБ-11 "Фазан" — разведчик и лёгкий штурмовик. Всего выпущено 40 единиц КБ-11.
Но говоря про КБ-11 надо обязательно упомянуть про его конкурента, созданный в тот же период штурмовик ДАР-10 "Бекас". Он не был принят на вооружение, так как, не совсем честными путями, в серию был запущен самолёт КБ-11.
В 1940 году из Германии было поставлено 11 подержанных бомбардировщиков Dornier Do.17M и P. После капитуляции Югославии в 1941 году болгарским войскам досталось в Македонии 15 Do.17К. Из которых 9 пошли на запчасти. В 1943 году из Германии поставили ещё 12 подержанных Do.17M. В Болгарии бомбардировщик получил название "Ураган" и использовался до конца войны.
В 1943 году немцы поставили в Болгарию 12 пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju.87, ещё 48 было поставлено в 1944 году. Болгарское обозначение самолёта — "Щука". Самолёт использовался уже в войне против немцев.
Теперь про разведчики.
В 1936 году немцы безвозмездно передали Болгарии 12 лёгких разведчиков-бомбардировщиков Heinkel He.45. Самолёты получили название "Щъркел" («Аист»). С 1939 года и до года 1942 использовались только как тренировочные.
В 1936 году на предприятии Държавна аеропланна работилница в Божурище началась производство разведчика ДАР-3 "Гарван" (Ворон). В 1936 году произведено 6 "Гарван I", в 1937 году 6 "Гарван II" и в 1939 — 12 "Гарван III". До 1940 году самолёты использовались как разведывательные, затем, до 1944 года как учебные.
В 1939 году Болгария заказала в Польше 60 разведчиков LWS-3 Mewa, и планировала наладить лицензионное производство, но начало Второй Мировой войны сделало эти планы неосуществимыми.
В 1937 году из Германии было получено 2 многоцелевых самолёта Focke-Wulf FW.58 Weihe, ещё 6 добавилось в 1939 году. Самолёт получил болгарское обозначение "Гълъб" («Голубь») и использовался как фоторазведчик и учебный.
В 1939 году от немцев было получено 60 чехословацких разведчиков-бомбардировщиков Letov S-328. В болгарской армии они получили название "Врана" («Ворона») и до конца войны использовались для разведки.
В конце 1943 года в Болгарию было поставлено 18 немецких разведчиков Focke-Wulf FW.189. В болгарской армии самолёты получили название “Циклоп".
В 1942 году для морской авиации Болгарии было поставлено 2 морских поплавковых разведчика Heinkel He.42, ещё один самолёт поступил в 1944 году. Самолёты активно использовались для морской разведки до конца войны. Их болгарское название "Патица" («Утка»).
В том же 1942 году было получено и 2 немецких поплавковых разведчика Heinkel He.60 (ещё 2 поступило в 1943 году), которые использовались под названием "Тюлен" до конца войны.
В 1942 же году было получено и 12 немецких поплавковых разведчиков Arado Ar.196. В Болгарии они получили обозначение "Акула" и использовались до начала 50-х годов.
В 1940-1942 годах было построено авиационным заводом "Капрони Булгариски" 24 многоцелевых самолёта Ca.309, получивших в Болгарии название "Папагал" («Попугай»). Болгарская версия самолёта не имела оборонительного вооружения, но могла нести бомбы. Использовался как транспортный и связной самолёт, а также в качестве учебного бомбардировщика.
Ну и чтобы не забыть про непосредственно болгарское самолётостроение, я упомяну про несколько учебно-тренировочных под общим название "Чучулига" («Жаворонок»). Самолётов KB-2A было произведено всего 6 в 1936 году, KB-3 — 20 машин в 1937-1939 годах, KB-4 — 28 в 1938-1939 годах и KB-5 — 45 в 1939-1940 годах.
Кроме этого было построено в 1937-1938 годах 12 учебно-тренировочных ДАР-8 "Славей" («Соловей»).
С 1940 по 1944 было построено 56 учебно-тренировочных ДАР-9 "Синигер" («Синица»).
Как видите, один только перечень боевых самолётов, состоявших на вооружении болгарской армии очень велик, я целый день этот материал готовил. А это я ещё не стал упоминать про различные учебные и транспортные машины, которые поставлялись из Германии, Польши, Чехословакии.
Думаю, будет интересно сравнить авиапарк Болгарии с тем, что было у её главного потенциального противника:
Самолёты Турции во Второй Мировой войне