Заплатите полсотни баксов, чтобы в пятый раз спеть Baka Mitai
Серия Yakuza достаточно быстро разрослась до внушительных размеров во многом благодаря экономии на ассетах: и локации, и анимации, и боевая система, и мини-игры кочуют из одной части в другую, позволяя разработчикам сосредоточиться на новых запутанных историях и впечатляющей постановке сценок.
Впрочем, каждая часть предлагала что-то своё: или нескольких протагонистов, или новый город, или вообще полную смену действующих лиц и тона повествования, как в подсерии Judgment. Новый выпуск переименованной в Like a Dragon серии неспроста получил название Gaiden, что в переводе означает «побочная история»: в нём нет почти ничего нового. Это, по сути, DLC, которое по какой-то причине поступило в продажу как отдельная игра.
События Like a Dragon Gaiden: A Man Who Erased His Name происходят параллельно седьмой части серии. В конце шестой главный герой цикла Кадзума Кирю был серьёзно ранен и заключил сделку с влиятельной тайной группировкой, чтобы та подделала его смерть. С тех пор он живёт в уединении в храме под новым именем — отсюда и подзаголовок игры.
«Умереть» Кирю пришлось, чтобы защитить близких: в третьей части он открыл приют для сирот на Окинаве, и раз за разом желающие втянуть легенду преступного мира в свои планы использовали приют в качестве аргумента. Но вот наш герой считается официально мёртвым, и теперь организация «Дайдодзи», которая хранит его тайну, сама успешно шантажирует его детишками. Ничего не изменилось.
Поначалу Кирю выполняет простые поручения вроде охраны объектов или людей, но вскоре становится целью якудза: его деанонимизируют (не то чтобы он пытался как-то серьёзно маскироваться) и пытаются привлечь к своим планам, обещая освободить от ярма Дайдодзи. События заносят Кирю в Осаку, в уже знакомый район Сотембори, где он знакомится с Акамэ — местной «решалой», помогающей местным и получающей от них ценную информацию. Акамэ становится верной соратницей Кирю, а вот остальным он не раз даст повод поднять на него руку.
Несмотря на множество перипетий, конец этой истории нам уже известен по Yakuza: Like a Dragon — вся Gaiden существует исключительно для того, чтобы объяснить, как и зачем Кирю появился на мероприятии по роспуску обоих крупных кланов якудза (ведь он вроде как должен был оставаться в тени). Объяснение вышло… ну, так себе. Зато Gaiden позволяет взглянуть на такое важное событие с точки зрения якудза, которые в седьмой части были не в фокусе. Это проводы кланов, знакомых нам уже более 15 лет, так что центральная сюжетная линия Gaiden ощущается вполне уместной.
Другое дело, что кроме сильного финала, она ничего особо не может предложить. Gaiden изначально задумывалась как DLC, и когда игру было решено превратить в полноценный релиз, разработчики бросились искусственно её расширять, чтобы она не казалась совсем уж короткой. Результат не воодушевляет: сюжет часто берёт паузы на откровенный филлер, опционалка становится обязательной, противостояния с одними и теми же противниками переигрываются повторно, Кирю поочерёдно мутузит практически всех действующих лиц (без особых для себя последствий, как обычно). Куча времени уходит на обязательное знакомство со всеми аспектами игры — но, кроме гаджетов Кирю, Gaiden состоит из уже хорошо знакомых элементов.
Так, Кирю может выполнять по просьбе прохожих мини-поручения вида «хочу чипсиков», участвовать в азартных играх и прочих забавах и закрывать обширный список активностей — за это он получает деньги и очки Акамэ. И то, и другое используется для приобретения умений — от усиления атаки до приобретения новых боевых возможностей типа контрударов или зрелищных добиваний. Впрочем, их словно стало меньше, а те, что есть, успели приесться за предыдущие части.
Кирю владеет двумя стилями боя: к его стандартному добавился стиль «Агент», который он разучил, работая на Дайдодзи. Его суть — в использовании гаджетов, таких как нить (словно паутина Человека-паука), сигарета-петарда, дроны или ботинки с ускорением. Гаджеты забавные, но в серьёзных сражениях не до них: нить боссов не свяжет, а сигареты и дроны требуют долгой активации. В результате «Агентом» получается удобно и довольно весело раскидывать рядовых соперников. А драки с боссами проходят по старинке. В целом драться в Gaiden не слишком интересно: в недавней Lost Judgment экшен-боёвка вызывала куда больше положительных эмоций.
А драться приходится много. Игра и по сюжету вываливает на Кирю сотни противников (в некоторых сражениях приходится раскидывать по паре десятков врагов сразу), рандомные гопники на улицах не дают продохнуть, а основной побочный контент (помимо сайдквестов) — это ещё один колизей.
В этот раз, правда, колизей предлагает новые режимы, для которых нужно вербовать команду — и играть там можно не только за Кирю, а за любого открытого персонажа. Доступные за предзаказ звёзды серии — Мадзима, Саэдзима и Дайго — радуют узнаваемыми стилями, однако эта радость быстро сходит на нет, когда выясняется, что привычных добиваний у них тут нет.
Более того, эти командные потасовки в колизее завязаны не столько на умении игрока, сколько на характеристиках. Сила команды врагов растёт диспропорционально, вынуждая отправлять бойцов на закадровые тренировки, требующие многих часов реального времени — словно это какая-то дрянная мобильная игра!
Единственное, что тут регулярно радует, — побочные задания. Не все они одинаково хороши, но в целом держат высокую марку качества, присущую серии. Да, в них, как и в основной сюжетке, много фансервиса, отсылок к прошлым частям и возвращающихся старых знакомых, но упрекать за это игру совершенно не хочется.
Ради кульминации сюжета и сайдквестов, пожалуй, и стоит играть в Gaiden. В конце концов, не ради того же, чтобы в десятый раз гриндить маджонг и ойтё-кабу или опять заставлять себя играть в Sonic the Fighters в местной аркаде.
Отдельно стоит похвалить русскую локализацию. Речь очень живая, а бандиты говорят хоть и грубо, но без перекоса в блатняк — и, что занятно, почти не повторяясь в оскорблениях. Gaiden можно спокойно рекомендовать к прохождению на русском.
Также нельзя не отметить входящую в Gaiden демоверсию восьмой основной части цикла, получившей подзаголовок Infinite Wealth. Она — словно полная противоположность Gaiden: новый яркий город, не привязанный к старым мафиозным тёркам, не успевшая ещё осточертеть пошаговая боевая система, бодрый протагонист… Контраст ошеломляет — и не в пользу Gaiden.
Like a Dragon: Gaiden даже названием даёт понять, что это не полноценная часть серии, однако по цене этого не скажешь. Уникального и достойного контента тут достаточно, чтобы заплатить $20, но никак не $50. Подобное я писал и про Sonic Superstars, ещё один релиз озверевшей от жадности Sega. Gaiden, правда, куда лучше нового «Соника», и ценник — пожалуй, самый вопиющий её недостаток. Для подписчиков Game Pass его и вовсе не существует: им удастся бесплатно насладиться этой историей на пару-тройку вечеров, и оттого они могут спокойно прибавлять к оценке полбалла. Но пользователям Steam и PlayStation рекомендовать новинку к приобретению без скидки не получается.
Оценка: 6.5/10