Тема этой колонки — про билетную мафию, коллапс на официальном сайте Большого театра и предновогоднее «сказочное» столпотворение у его касс — уже была заявлена, когда вчера вдруг (ну или не вдруг) прилетела новость, добавившая актуальности.
Новым руководителем Большого вместо 76-летнего Владимира Урина станет 70-летний Валерий Гергиев. При этом за легендарным маэстро сохранится место в Мариинском театре, где он с 1988 года — художественный руководитель и генеральный директор, а точнее — царь и бог.
Господин Урин руководит ГАБТ уже десять лет. Пять лет назад по заказу журнала Story я взял у него интервью. Процитирую фрагмент.
«— Большой театр, до того, как в 2013 году вы заняли этот кабинет, почему-то постоянно оказывался в центре скандалов. Иногда серьезных, как реконструкция исторического здания за немыслимые миллиарды или уход из труппы двух балетных звезд — Ивана Васильева и Натальи Осиповой, и даже трагических, как покушение на Сергея Филина. А чаще анекдотических — вроде выброса в интернет порнографических фото с участием тогдашнего заведующего балетной труппой. Не поверите, в 2013 году я сам смеха ради участвовал в пикете у памятника Карлу Марксу в защиту уволенного Цискаридзе. Перечислять можно бесконечно. Да одна эпопея с Волочковой чего стоит!..
Урин: А можете вспомнить, чтобы за последние пять лет театр являлся ньюсмейкером каких-то скандальных новостей?
— Ну разве что историю с «Нуреевым». Вам ставят в упрек, когда премьеру срежиссированного Кириллом Серебренниковым балета то отменили, то разрешили...»
Владимир Георгиевич подробно рассказал о ситуации с той постановкой, однако сейчас не о ней речь, а потому не буду занимать место и время. А еще он сообщил, что исповедует правило: нет неразрешимых проблем, есть нерешаемые вопросы: «Если руководитель понимает, что где-то возникает проблема, но он от этой проблемы уходит, не решает ее, тут и рождаются конфликты».
Именно такой многолетней и нерешаемой проблемой для эффективного менеджера Урина стала ситуация с продажей билетов на самый исполняемый классический балет в мире и на самый востребованный у публики — на новогодний блок «Щелкунчика» П. И. Чайковского.
Понятно, что на всех желающих попасть в театр в праздничные дни билетов не хватит никогда — в зале полторы тысячи мест и запланировано 23 спектакля. Кстати, цены щадящие — в этом году минимальная стоимость — 1 500, максимальная — 20 000 рублей. Понятно, что физические возможности артистов и музыкантов надо учитывать и тупо увеличить количество спектаклей нельзя — это же вам не кинотеатр.
И все-таки почему у главного театра страны из года в год не получается обилетить людей цивилизованно, без ночных бдений и услуг спекулянтов? Почему не выработана нормальная работающая схема, а дирекция лишь продолжает «прислушиваться к пожеланиям зрителей»?
Народ снова давился и возмущался, писал во все инстанции, перекупщики обогащались (говорят, даже место в очереди перепродавали от 20 000 до 50 000 рублей). А в театре оправдывались, что «сайт виснет», не выдерживая нагрузки. И показывать новогоднюю сказку в иные сезоны, и тем самым снять нагрузку на конец декабря — начало января, театр не хочет по художественным соображениям.
Но понятно, что гендиректора вынудили уйти на пенсию не из-за этого билетного безобразия. Точнее, не только из-за него. Скоро мы узнаем подробности. А пока у сильных духом и телом есть шанс поохотиться за билетами на «Щелкунчика».
Влад Васюхин для портала Альтерлит