Стул Равновесие, Гильельмо Полетти, 2018, Милан, Италия, Галерея Росаны Орланди.
В прошлой статье был рассказ о том что конструкция не обязательна.
А в этой расскажем о том, в чем технологическая разница между этими двумя примерами.
Для того чтобы создать объект без конструкции, как в прошлом примере нам понадобится:
- Мастер-модель (м-м). Чтобы сделать скульптурный объект, необходимо произвести его оригинальную форму из пластичного, но крепкого материала - глина, пластилин, дерево, камень, гипс. Для этого нам понадобится достаточное количество такого материала и художественные навыки скульптора (да, не инженера, но меньше ли учится скульптор? или дольше?). Вы можете наносить материал путем лепки или брать целый кусок большего объема и отсекать от него лишнее - не очень важно. После получения базовой формы - ее нужно шлифовать руками, если мы хотим получить идеально ровную поверхность без изъянов. В итоге мы получаем модель нашего стула, с которым ничего делать не можем в утилитарном плане - это макет 1:1.
- Мастер-форма (м-ф) или Шаблон или Клише. С конструкциями придется работать опосредованно. С полученного макета мы должны снять обратную форму - получить опалубку, которая своей пустотой повторяет в точности форму нашего макета. Шаблон можно делать из силикона, гипса, дерева, металла. Из силикона шаблон делается путем заливки - мастер помещается в пустой объем и заливается силиконом. Когда силикон застывает, шаблон режется на нужное количество частей и демонтируется. Мастер остается целым, из силикона мы можем вновь собрать шаблон с пустотой повторяющей форму мастер-модели и производить отливку. Есть минусы - силикон не всегда ведет себя стабильно и на копиях мы можем иметь артефакты от шаблона, и силиконовый шаблон быстро изнашивается, имеет очень ограниченный срок службы, но достаточно дешев. Мы представляли заливку в некой "коробке" - опалубке простой формы. Форма такой опалубки проста, но будет иметься большой недочет в мамонтовом перерасходе силикона. Чтобы сократить расход силикона можно усложнить форму внешней опалубки, используя деревянные конструкции или гипс - вы потратите больше времени и материала на опалубку, но сократите расход силикона, в остальном суть не изменится. Самыми надежными шаблонами будут литые шаблоны из металла или композитов, но стоимость такого шаблона на сравнительно небольшую деталь начинается от нескольких миллионов, не говоря про кресло или стол.
- Литье. Нам кажется простым процессом, как налить воды в чайник, а из чайника в кружку. Но есть множество но. Химия - это не только цвет материала, искрящийся или тёмный (наука о цвете - тоже отдельная наука, никто еще ни разу не получил чуда по наитию) но и сам материал из которого происходит отливка. Материал имеет разную плотность и прозрачность, скорость и условия схватывания, стабильность при разных внешних условиях, итдитп. Чтобы получить необычный материал не получится сходить в ближайший "Магнит" (скрытая реклама) - это череда экспериментов и испытаний, за которыми кроются, трудно поверить, знания и опыт. Так же литье - не является бережливым производством. В промышленных условиях количество продукта к браку может быть 70\30. Три из десяти отливок идут в переработку или на ремонт, если ваш материал будет позволять производить его доработку после отливки руками. Но это промышленное литье. Сколько брака будет давать гаражное литье на коленочке?
- Средства. Теперь прикинем смету. Мы купили большой объем материала для производства М-М и потратили большое количество человеко-часов (далее Че) чтобы получить форму для слепка. Мы потратили большое количество материала, но мало Че, или мало материала, но много Че для создания М-Ф, которая имеет свой производственный лимит 10-50 единиц. Мы потратили Че для опытов в получении материала. Купили сырье и произвели суррогат. Сделали отливку 10 единиц, после чего М-Ф пришла в негодность. Из 10 болванок - 3 единицы вышли без брака, другие либо не подлежат доработке, либо требуют ремонта с большими затратами Че. Сколько будет стоить один стул?
Ну и по итогу мы отказались от работы навыков инженера, чтобы получить работу навыков скульптора, химика, конструктора. Стоимость нашей работы возросла кратно (вместе с нашими затратами средств и времени). И вот ответный вопрос от дизайнера дизайнеру: возросла ли ценность?
А теперь к нашему прекрасному Гильельмо Полетти. Три листа шлифованного алюминия и стальной трос - вот практически все, что понадобилось дизайнеру для создания стула. Практически... Конечно, навыки инженера - интуиция конструктора, понимание работы физики и механики, высокий уровень интеллекта. Да, толстый листовой алюминий достаточно дорогой материал, ручная шлифовка придает ему художественности и сама легкость задумки делает предмет произведением искусства, которое и не нужно каждому и в каждый дом, но впечатляет многих, потому что в этом метафизическом отсутствии и полете конструкции, как и полете мысли автора нас привлекает очень многое. Хотя, создать работающий макет такого предмета можно в течении дня и на его производство тоже не требуются критические затраты времени и ресурса. Этот летящий дизайн не устремляется в космические дали, он использует принцип который всегда был с нами, на Земле, просто его никто ранее на замечал и не догадывался применить в таком ключе, как когда-то люди не умели летать или плавать под водой.
Ваша Функция Архитектура.
Навыки полёта.