Накануне в Казани прошла IX Общероссийская научно-богословская конференция «Исламское образование и просвещение в СССР». На мероприятии обсудили, каким образом исламская традиция уцелела и сохранила свое богословское наследие в непростые времена советского атеизма. Подробнее – в репортаже «Миллиард.Татар».
В погоне за самоуправлением
Советский период прошелся катком по религиозным и национальным особенностям народов России. Христианским конфессиям удалось выйти из эпохи атеизма с относительно малыми потерями из-за строгой иерархии института церкви. Ислам, не имея таких управленческих инструментов, оказался легкой добычей и не смог себя защитить. Муфтий РТ Камиль Самигуллин вспоминает, что в 1917 году все царские указы были отменены, и мусульмане получили шанс самостоятельно устроить свою жизнь. Власти этому, конечно, препятствовали, но находчивые мусульмане находили выход из этой ситуации. Так, в Нижнем Новгороде администрация запретила собираться умме на меджлис, чтобы принять решение о своем будущем. Мусульмане проявили находчивость и просто на борту арендованного корабля, курсировавшего по Волге, собрались и приняли решение, не нарушая закона. По сути, муфтий вольно пересказал историю с партией «Иттифак-аль-муслимин».
Преобразования в жизни уммы Российской империи не носили локальный характер. Некоторые представители мусульманской элиты захотели создать единое управления для всех мусульман страны. «В 1917 году 820 мусульман собралось на мусульманском съезде в Москве. По итогам голосования они избрали своим лидером Галимджана Баруди. Некоторые считают, что институт современного муфтията идет со времен императрицы Екатерины II и является продуктом царской власти. Это не так, и меджлис 1917 года – подтверждение», – считает Камиль хазрат.
Мусульманская воля
После Гражданской войны начинаются суровые гонения на все религиозные институты. Имам Центральной мечети «Гордость мусульман» им. Пророка Мухаммада в Шали (Чечня) Ваха Хашханов, рассказывая о тех непростых временах, вспомнил историю, рассказанную ему наставником, обучавшегося у легендарного в Центральной Азии имама Бабахана. В 1943 году его вывал в Москву лично Сталин. За закрытыми дверьми вождь народов спросил: почему центральноазиатские народы неактивно идут воевать за советскую власть. Имам ответил, что до советов в Узбекистане было 10 тысяч медресе, мектепов и мечетей. Все эти здания у мусульман отобрали. «Как я выйду к мусульманам и повелю сражаться за тех, кто отобрал наши мечети?», – сказал Бобохан. Сталин прислушался к имаму, и в 1944 году вернул все религиозные здания Узбекской ССР мусульманам. В 1945 году имам Бабахан вместе со сподвижниками совершили хадж.
После войны были даны послабления в законодательстве о свободе совести, но притеснение верующих не прекратились. По закону нельзя было взять и закрыть религиозное учреждение, но можно было найти формальный повод, как, например, неуплата налогов, неполный штат сотрудников, просрочка по коммунальным платежам и т.д. Проректор по научной деятельности Болгарской исламской академии Руслан Тагиров вспомнил, что мусульман обвиняли даже в срыве плановой экономики. «Я видел людей, которые обучались в трансформаторных будках. Видел и тех, кто отсидел по 10 лет за просвещение мусульман. Закон запрещал преследовать религию, поэтому находились другие поводы. Бабай моей жены рассказывал, что мусульманских просветителей обвиняли в срыве плановой экономики, потому что они запрещали пить, а план по выпуску алкоголя никто не отменял», – сказал ученый.
Молитва по магнитофону
Мусульмане проявили невероятную находчивость и выдержку в эти непростые времена. Французский востоковед Александр Беннигсен, изучая ислам в советский период, зафиксировал главные способы передачи знаний среди уммы. С наблюдениями востоковеда слушателей познакомил сотрудник Управления Раиса Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями Аскар Гатин. Он рассказал, что в 1970-е годы мусульмане использовали средства аудиозаписи для фиксации проповедей, молитв и т.д. Потом эта информация распространялась среди рядовых верующих и подпольных медресе.
Люди учились и по классическим учебникам. К сожалению, множество записей того периода не доступны для рядовых верующих и даже для исследователей. «В 1960-е годы начались первые археографические экспедиции, которые собирали тетради и книги на старо-татарском языке. Они просто собирали их и не узнавали, откуда они и как попали к хозяину», – отметил чиновник. Директор Центра исследований Корана и Сунны РТ Фарид Салман добавил, что нужно не только изучать эти записи, но и исследовать жизни имамов и абыстай советского периода. Ведь именно через них исламское знание в устной форме распространялось среди уммы. «Предлагаю создать реестр имамов мечетей, абыстай и их учеников, живших и преподававших в советский период», – предложил он.
Исламское подполье
На конференции не раз поднималась тема существования подпольных медресе, но лишь один из спикеров сумел рассказать, как они были устроены и по какому принципу работали. Полномочный представитель муфтията Республики Дагестан Махмудапанди Думалаев рассказал, что в его родной республике на самом деле было не так много мест для изучения ислама. Люди старались попасть в подпольные медресе, потому что получить легальное исламское образование было практически невозможно. «Существовал лишь один институт в Бухаре, и желающих поступить туда было настолько много, что приходилось ждать по несколько лет», – вспомнил он.
Махмудапанди, не имея возможности поступить, стал обучаться в подпольном медресе, помещение которого занимало площадь всего 5 кв. м. Находилось оно в подвале, и из мебели там был только топчан, на котором происходило обучение и молитвы. Вместе с ним обучалось еще 4 парня из разных районов Дагестана. Учеба была очень сложной и практически без отдыха. Опускали шакирдов домой лишь на три дня, во время Курбан Байрама. «Один день едешь домой. На второй день празднуешь с семьей и весь третий день едешь обратно в медресе», – рассказал он.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/sovetskii-islam-v-tatarstan-podpolnye-mully-repressii-za-trezvost-i-pocemu-muftiat-ne-carskoe-nasledie-4480