Об этом нововведении репетитор не может писать серьёзно, не хватит нервных клеток. К тому же признавать, что среди современников земного происхождения кому-то в голову могла прийти идея проверять математические навыки с применением калькулятора, просто невыносимо.
Поэтому иначе, чем происками инопланетян, я назвать это не могу. Продолжаю иносказательный цикл:
Пока ведёт Рособрнадзор Альдебаран. Калькуляторы точно будет можно использовать на ОГЭ-2024.
Часть четвёртая. "Мне искренне жаль вас, ребята..."
Именно так ответила учительница физики, когда несколько дней назад к ней прибежали счастливые девятиклассники и спросили, что она думает по этому поводу.
Развернулась и ушла.
Ребята не поняли. И ученик на уроке попросил у репетитора пояснить, почему учительница так сказала.
Задумалась и выстроила некоторую цепочку рассуждений на заданную тему. Тезисно изложу. А вы согласитесь или опровергните.
2024 год. Наступает весна. Уверенные выпускники браво хватают непрограммируемые калькуляторы, бодро садятся за стол, на котором лежат все нужные формулы, и оглушительно сдают ОГЭ по математике.
2025 год. Следующая волна проделывает то же самое. Учителя ещё ведут математику по старым учебникам, в которых арифметика нужна и важна. Однако школьники всё больше начинают спрашивать, зачем им это надо, ведь можно же на калькуляторе считать! И родители тоже не видят необходимости бросать всё после работы и делать умножение в столбик и деление уголком. Но педагоги пока не смирились. Учат по-старому.
2030 год. Потихоньку учителя начинают признавать факт, что если сдать экзамен можно без умения считать вручную, то им ведь не больше всех надо! И перестают настаивать на столбиках и уголках, переключаясь на калькуляторы.
2050 год. На работу выходит первый учитель, сдававший ОГЭ по математике с калькулятором. Он ещё помнит, как управляться с арифметикой, но школе это уже не нужно. Столько лет прошло, да и к чему: калькуляторы уже не на столе, а внедрены прямо в мозг! Удобно же!
2100 год. Школьная математика принимает совершенно иной вид. Теперь не надо думать и вычислять вообще. Всё за тебя делает чип. Учебники трансформируются, принимая аудио-визуальную форму; письменный вид деятельности уходит в прошлое. Та крохотная часть населения, которая создаёт чипы, всё ещё помнит, как писать предложения и считать на листочке. Но время никого не щадит.
2200 год. Всё. Школы распущены за ненадобностью. Знания утеряны. Остались только их плоды, накопленные за века. Эра машин, механизмов и гаджетов вступила в свою рассветную фазу.
Никто на земле не умеет считать в столбик. А что это вообще?! Да и ладно, ни к чему нам это! У нас вон какие чудо-линзы! Мы в них всё время смотрим, и нам хорошо! Еда? Так через трубочки! Любой вкус, какой запрограммируешь!
2300 год. И тут случается катастрофа.
Поймите, совершенно не важно, какая. Любая.
Все машины испарились, и человек остался один на один с собой. И со своими детьми. И надо как-то выживать, но мы ничего не умеем! Двести лет назад, кажется, были такие специальные дома; в них, вроде, ходили дети; там... давно было, никто не помнит. Что дети там делали? Ммм, эээ...
Как восстановить всё то, что мы утратили сознательно? Никак! Или долго и мучительно!
Сейчас первый критик напишет про огонь: "Ну мы же когда-то добывали огонь при помощи трения, а теперь пользуемся спичками! Что, автор, не так?!"
Не так. Навык важный, не спорю. Но его нельзя сравнивать с умственными достижениями! До огня додумаются сто человек из тысячи (предположительно), а до сложения двузначных чисел? А до теоремы Пифагора?! Это накапливается эпохами! Многими, тяжёлыми, трудными веками проб, сомнений, ошибок, гонений!
А мы сейчас своими же руками пытаемся всё это уничтожить! Откатываем назад сами себя! Неужели вы не видите?! Калькуляторы на ОГЭ – это первый узаконенный шаг в хаос!
Не за один год, конечно. Постепенно будет происходить деградация. Не с теми временными интервалами, которые я привела, не будучи ни социологом, ни провидцем.
Но тренированный интеллект позволяет мне утверждать, что отказ от ручной арифметики неминуемо приведёт человечество в тупик. Вот увидите.
И что самое убедительное, я не могу привести ни одного примера утраченного навыка. Знаете почему? Да потому что он утрачен! Навсегда!
Может, мы умели летать, но разучились из-за лени и глупости. Может...
А я не знаю, что ещё могло быть. Потому что если что и было, сейчас этого чего-то нет. Утрачено безвозвратно.
Вот что имела в виду мудрая учительница физики, бросив короткое и ёмкое:
"Мне искренне жаль вас, ребята".
Вы хотите, чтобы инопланетяне победили? Нет? Тогда проследите, чтобы школьники любого возраста умели считать. В уме! В столбик! Уголком! И чтобы таблицу умножения – наизусть!
Иначе будет беда, друзья.