"Ты что делаешь? Не вздумай! А ну-ка перестань!"
Уже успокоилась. Капли в таких случаях весьма полезны.
Расскажу, как некоторые девятиклассники поняли разрешение использовать калькуляторы на ОГЭ. Также поделюсь, чем сегодня занимался на уроке репетитор. Математическое грехопадение состоялось. Ура, товарищи!
***
Инопланетяне из Рособрнадзора планомерно добиваются своего. Головы пустеют. Слабые ученики распоясались. Восприняли новшество не как помощь, а как основу для сдачи. Успешную основу для непререкаемой и стопроцентной сдачи ОГЭ.
Почему я сотрудников этих инстанций называю пришельцами, писала вот здесь:
У меня таких воодушевлённых верующих в чудотворную силу калькулятора несколько. Почти со всеми виделись в прошлом учебном году. В этом их словно подменили. Тогда старались и вникали, сейчас – ни Боже мой. Расслабленные, "на чиле", как сейчас принято говорить.
С одним таким адептом всемогущего гаджета, с новеньким учеником, у меня был недавно урок, который начался с ожесточённого сопротивления обыкновенным дробям. Докопавшись до истины, узнала, что учительница разрешила пользоваться калькулятором даже на уроках, чтобы ученики привыкли.
"Только я вот тут не пойму..." – вяло интересуется старшеклассник.
И показывает мне пример №7:
Оказывается, он недавно(!) узнал(!!!), что вот эта палочка – деление.
"Научите меня, как тут делить правильно. Может, даже на пятёрку сдам, всё равно в десятый иду, а с пятёркой меня в математический возьмут."
С новым чувством смотрела я на подростка, который вообще не умеет считать, не понимает принципы арифметики, не разбирается в терминологии.
Отступление. Иногда ты внезапно осознаёшь, что занимаешься чем-то совершенно необычным, даже странным, диковинным. Открытие, не свойственное тебе поведение, выход за рамки...
Одним словом, впала в математический грех и приступила к объяснениям. С одной стороны, было любопытно, как далеко удастся зайти мне, в ученике-то я не сомневалась; с другой – хоть какая-то мотивация, пусть и искажённая.
Скажу больше, на короткий миг мне показалось, что это хорошая идея, мы ОГЭ научим сдавать всех и каждого! Пусть не математика, так хотя бы оценки по ней! Репетитор внутри кричал: "Нет! Не вздумай! Ну-ка опомнись! Пускай складывает традиционным способом! Ты же потомственный математик! Как же иррациональность?!"
Мечта победила логику.
"Смотри, вот здесь три сверху, четыре снизу. Дели друг на друга! Что получилось? Правильно, ноль семьдесят пять. Выписывай, чтобы не забыть. А теперь прибавляй к большой двойке. В уме не можешь? Ничего, калькулятором же можно пользоваться..."
И знаете, начало получаться. Нагромождение цифр превратилось в ровную цепочку. Мы аккуратно записывали безумие в тетрадку, а я думала, когда же на этом ровном пути окажутся грабли.
В следующем примере они лежали. Закон Мерфи.
"Ты чего молчишь? Считаешь? Так долго? В столбик, да? Ах на калькуляторе?! И что там? Ну?!"
Видите ли, дорогие читатели, восемь на семнадцать не делится. Точнее, будет бесконечная периодическая дробь.
С надеждой всматриваясь в экран, ждала, что старатель это поймёт и осознает необходимость другого пути, а ведь он есть! Его проходят всю школу! Где этот пацан бегал, куда смотрел и чем занимался девять лет подряд – да какая разница! Сдавать-то надо! Значит, сейчас втянемся в традиционную работу с дробями, чтобы как положено, чтобы с общим знаменателем...
Что юноша сделал дальше? Начал диктовать результат деления восьми на семнадцать. А что такого?! Чтобы записать и прибавить. Ага.
"Ноль, запятая, четыре, семь, ноль, пять, две восьмёрки..."
Вот тут я вышла из себя. Нет, никогда не ругаюсь на детей. На себя я ругалась. Дала ложную надежду несмышлёнышу, а он даже калькулятором пользоваться не умеет! Не распознаёт он, что идёт по ложному пути! Получается, что жестокий репетитор продемонстрировал единорогу бесполезность гаджета. Потому что для единорога калькулятор – пятое копытце!
"Не надо было и начинать. Я себя предупреждала..."
Репетитор отобрал власть у мечтателя. Урок продолжился традиционно.
Никогда больше не поведусь на подобные эксперименты.
Вывод. Надо срочно переделывать подготовительные варианты ОГЭ и сам экзамен, чтобы вычистить из них всю периодичность и иррациональность! В противном случае инопланетная идея про калькуляторы несостоятельна.
Или срочно изобрести правильные калькуляторы! Специально для проведения Основного Государственного Экзамена!
Точно! Кто знает, как связаться с Альдебараном – жду!
Ой всё. Спасибо, что прочитали. Пойду преобразую парочку выражений. И параболы порисую. Успокаивает😣😏