Найти тему

Образно-драматургические особенности киномузыки Л. Эйнауди

Людовико Эйнауди - замечательный композитор, создающий проникновенную музыку, которую хочется слушать в самые разные моменты жизни. Слушая его музыку в фильмах невольно задаешься вопросом: каким образом эмоции отражаются в музыке Людовико Эйнауди? Насколько цельно она сочетается с картинами кинематографа? Возможно, пытаясь ответить на эти вопросы можно приблизиться к разгадке очарования неповторимых музыкальных образов Эйнауди. 

Музыка Эйнауди заставляет погрузиться в замечательный мир, в котором нет места равнодушию, холоду и бесчувственности. Она проникает во все уголки души, заставляя любого человека чувствовать, сопереживать образам, картинам, быть здесь и сейчас, жить вместе с его музыкой. Эмоции, будто волны, с каждым новым мотивом, фразой всë сильнее и сильнее погружают в атмосферу лирических образов.

Эйнауди написал музыку для множества фильмов. Хотелось бы остановиться на трех из них: "1+1", " Самба" и "Отец".

  • Наверное, один из самых известных фильмов с музыкой Эйнауди - это 1+1, жизнеутверждающая комедия о дружбе и преодолении казалось бы непреодолимых трудностей. Музыка в данном фильме выражает многогранную палитру самых разнообразных настроений, образов и чувств. Не вдаваясь в подробности, многие зрители и слушатели могут посчитать его музыку только лишь грустной, но сам Людовико так не думает.
«Грусть – одна из самых важных эмоциональных стихий, связанных с музыкой, но это еще и воодушевление, и сила, и радость, и экстаз», – говорил композитор в одном из интервью.

Эти слова достаточно полно передают весь смысл и идею музыки Эйнауди к данному фильму. 

-2

В фильме "1+1" звучали такие треки Эйнауди, как “Fly”, “Writing Poems”, “Cache-cache”, “Una Mattina”, которые стали хитами, и именно после выхода этого фильма очень многие стали интересоваться его творчеством. Рассмотрим эти композиции подробнее.

  • Композиция "Fly" (летать) звучит на протяжении всего фильма. Она, можно сказать, характеризует главных героев, их настроения, эмоции, чувства. Простота, спокойный, невозмутимый характер музыки показывает истинные лица героев, их отношение к друг другу и к жизни в общем. Минималистичный стиль музыки, чередование низкого, среднего и высокого регистров вызывают ощущение непрерывного движения, развития, как некий затяжной полëт, что сопоставимо с названием данной композиции. 
  • "Writing poems" (пишу стихи) характеризует сложность семейных отношений Дрисса: нищета, непонимание со стороны родителей, обиды, споры. Статичность звучания инструментов на фоне всей композиции погружают зрителей в атмосферу раздумий, а периодически появляющиеся мелодические рисунки фортепиано невольно помогают представить нежные волны в спокойном океане, плывущие своей дорогой, и лишь изредка их подгоняет слабое дуновение ветра - жалобные интонации электронных инструментов.
  • Композиция "Cache-cache" (память) звучит во время возвращения Дрисса и его брата к матери. Дриссу предстоит очень сложный выбор между работой на Филиппа, который стал для него настоящим другом и семьёй. В конце композиции мы видим, что на месте Дрисса оказывается уже совсем другой человек, который не смог заменить Филиппу его верного друга и товарища.

Важно отметить, что композитор передает в музыке изменения во внутреннем состоянии главного героя: Дрисс возвращается совсем другим человеком - более осознанным, мудрым, что подчёркивает и характер музыки. Бархатное звучание фортепиано передает чувства скорби по времени, которого уже не вернуть. 

  • «Una Mattina» (утро). Данная композиция звучит во время первой встречи Филиппа и Элеоноры, которые в будущем поженятся. Эту встречу организовал сам Дрисс, который как никто другой знал о желаниях своего близкого друга. Здесь музыка тоже следует за эмоциональным состоянием героев - очень явно выделяются такие эмоции, как счастье, радость, воодушевление. Чередование низкого и высокого регистров также вызывает ощущение непрерывного движения. Это сцена - счастливый конец всего фильма. 

Важно отметить, что во время звучания музыки Эйнауди в картинах фильма, режиссёр, зачастую, совсем оказывается от диалогов. Это совсем не мешает пониманию смысла, а даже наоборот, даëт зрителю возможность самому прийти к осознанию происходящего, благодаря удивительной музыкальной образности композитора. В добавление к сказанному хочу привести цитату самого композитора из интервью:

«Мне кажется, что фортепиано — это и есть пение, и есть мой голос, и текст ему не нужен».

  • В фильме «Самба» раскрывается очень непростой сюжет. Это история, завязанная на отношениях нетривиальных героев, которая, так или иначе, близка каждому человеку. Данная кинокартина была снята теми же режиссёрами в 2014 году, на 3 года позже, чем фильм 1+1. То есть и музыка Эйнауди, использованная в данном фильме новее, чем в предыдущем. Исходя из этого можно проследить за его творческим развитием, отметить сходства и различия. 
-3

В фильме "Самба" звучали такие треки Людовико, как “Time Lapse”, “Ascolta”, "Walk", “Experience” и "Run".

  • Открывает фильм композиция "Time Lapse" (промежуток времени). Данная картина знакомит зрителя с главным персонажем, его жизнью. Музыка также участвует в описании, сопровождая картины его непростой жизни, упорного труда. Зрителю демонстрируют как раз-таки "промежуток времени" из жизни Самбы, до появления последующих проблем. 

Сама музыка появляется как-бы из ниоткуда, с глубокого пианиссимо. Начинает произведение статично повторяющийся звук фортепиано. Он же остаётся на протяжении всего трека вместе с триольной пульсацией перкусии, что создаёт ощущение вечного движения вперёд. Глубокий, бархатный бас и синкопированная мелодия фортепиано также поддерживают образ загадочности, повторяясь снова и снова. Время от времени появляются сольные фрагменты гитары вместе с выдержанным звуком альта. Всё это создаёт загадочную атмосферу постоянного движения, словно волнение моря в тумане.

  • Следующая композиция - "Ascolta" (слушай) - звучит трижды, в моменты сложных испытаний в жизни героя. Впервые эта музыка описывает жизнь Самбы в тюрьме. Сочетание низких басовых нот фортепиано, электронных инструментов с эффектом "вау-вау" и мелодии фортепиано в высоком регистре создают эффект потерянности, неосознанности происходящего, как будто главный герой находится во сне. Второй раз эта композиция накладывается на картину жизни Самбы после тюрьмы. Он вынужден "носить маску", прятаться от закона, так как имеет поддельные документы. В третий же раз эта музыка описывает очередной тяжëлый момент из жизни Самбы, его работу на мусороперерабатывающем заводе. Самба оказывается словно в плену ситуации, он совсем не заслужил такой жизни, но никак не может повлиять на обстоятельства, мешающие ему устроится на хорошую, достойную работу. 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что композиция "Ascolta" звучит в тех моментах, когда главный герой переживает тяжелые моменты жизни, но при этом не отпускает руки, цепляется за любые возможности улучшения его положения. 

  • Очень эмоциональная, душевная композиция "Walk" отображает нелёгкую жизнь Самбы и Элис. Главный герой, Самба Сиссе, предостерегает своего нового друга Джонаса от глупости - побега из тюрьмы. В следующей сцене мы видим, как Элис, соцработница, безуспешно борется со своей депрессией и бессонницей. В конце музыкального отрывка Элис, просматривая документы Самбы находит его детскую фотографию, после чего мило произносит его имя несколько раз, давая понять, что очень хочет ему помочь. 

Композиция начинается с нежных звуков фортепиано в высоком регистре. Важно отметить, что в самом начале появляется совершенно новый в творчестве Эйнауди инструмент - челеста. Челеста выполняет роль аккомпанемента, который гармонично и совершенно тонко "растянут" по всему полотну музыкального произведения. Как и в многих других своих треках, Эйнауди использует принцип постепенного включения инструментов, что в свою очередь создаëт эффект "волны", которая с каждым повторением становится всë выше и сильнее. Благодаря этому принципу слушатель явно ощущает развитие и эмоциональное нарастание. Нежные, но в то же время наполненные страстью звуки контрабаса добавляют в данную композицию нотки грусти, тоски. 

  • После череды неудач Самба со своим товарищем по несчастью снова вынуждены искать себе подработку. Композиция "Experience" (опыт) описывает нищету, голод, страх и безысходность не только Самбы, но и всех тех людей, которые были представлены в этой сцене. Но он не сдаëтся, а продолжает цепляться за каждую возможность заработать деньги для себя и своей семьи, что подчёркивает и характер музыки. Название композиции (опыт) также достаточно полно отражает характер данной сцены, так как для Самбы преодоление таких трудностей — это в неком смысле своеобразный опыт. 
  • Композиция "Experience" - одна из самых известных в творчестве Эйнауди. Она начинается с проникновенной одноголосной мелодии и аккордовых перебоев фортепиано. Далее подключается сначала фигурация скрипки, пиццикато, а затем и контрабас. Также добавляется мелодическая фигурация скрипок, пронизывающая слушателей своей выразительностью. Здесь в очередной раз мы наблюдаем излюбленный приëм Эйнауди - приëм постепенного включения инструментов в музыкальную ткань. 
  • Рассмотрим еще одну композицию, играющую важную роль в драматургии фильма - "Run" (бежать). Данная композиция звучит в трагической кульминации фильма - сцене, где Элис и отец Самбы скорбят о его смерти. Но это продолжается недолго, ведь Самба вовсе не погиб, ему удалось спастись после того, как он упал в реку вместе с Джонасом, пытавшимся ему отомстить за давний случай, связанный с его девушкой. Вернувшись домой, Самба принимает важное решение - он сразу же заявил о том, что должен немедленно покинуть Францию. 

В следующий же раз эта музыка звучит в одной из заключительных сцен фильма. После того как Самба уже готов был покинуть страну, Элис пришла идея о том, как всë же оставить Сиссе во Франции, в еë глазах появилась надежда. В этой же сцене звучит самая известная фраза фильма, сказанная Элис:

"Если ты забудешь кто ты такой, я выкрикну твоë имя, а люди подумают, что ты хочешь танцевать".

После этого Самба соглашается остаться жить во Франции под другим именем. Интересно, что в обоих случаях возникновения этой музыки, в фильме возникают острые драматические моменты, которые затем благополучно разрешаются.

Я считаю, что композиция "Run" смогла полноценно передать настроения и образы этих сцен. От неë веет искренней любовью, заботой, самыми нежными и бескорыстными чувствами. Также, в этой музыке можно уловить то самое светлое чувство грусти, о котором говорил автор в одном из своих интервью. 

Важно отметить, что музыка к фильму "Самба" очень схожа с саундтреками к фильму "1+1". Она также отражает душу человека, его чувства, настроения. В такой же степени трогает людей своей проникновенностью, искренностью и чистотой. Но в фильме «Самба» при этом присутствует более насыщенное развитие музыкальной ткани этих образов, привнесение в них элементов симфонической разработочности.

  • В заключении хотелось бы рассмотреть еще один фильм с музыкой этого замечательного композитора - «Отец». Это редкая драма о старости, в которой деменция показана глазами пациента. Главные роли в нём исполнили Энтони Хопкинс и Оливия Колман. На 93-й церемонии вручения премии «Оскар» Хопкинс был удостоен награды за лучшую мужскую роль, а фильм — за лучший адаптированный сценарий.

Сюжет этого фильма запутан, скомкан и неоднозначен, ведь он повествуется от лица больного отца, который страдает прогрессирующей болезнью. Энн, дочь Энтони, вынуждена с пониманием относиться к своему отцу, что достаточно сложно. На протяжении всего сюжета Энн и Энтони очень часто встречаются со сложностями, непониманием, но чувство любви остаётся незыблемым. 

-4

В фильме "Отец" звучали такие треки Эйнауди, как «Cold Wind», «Low Mist» и «My Journey».

  • Композиция «Cold Wind» (холодный ветер) является знаковой для отображения состояния главного героя в минуты потрясений, прозрений своего истинного состояния, выхода из закрытого мира разума больного человека. Впервые эта музыка звучит в сцене, где Энн и её муж Пол обсуждают между собой переезд Энтони в дом престарелых и его болезнь, но совсем не замечают самого отца, который стоит неподалёку и слышит весь их диалог. У Энтони шок, словно «холодный ветер» застал врасплох его чувства, в то время как Энн пытается сделать вид, что ничего не произошло и приглашает отца сесть за стол. Он, промолчав, отказывается и в ужасе возвращается к себе в комнату. Второй же раз данная композиция звучит в тот момент, когда Энн знакомит Энтони с психологом, но отец не может поверить своим глазам, ведь буквально вчера он видел эту женщину в коридоре, где она называла его папой. Галлюцинации всё чаще и чаще пугали бедного Энтони.

Интересно, что трек «Cold Wind» начинается с одинокой скрипки, которая из раза в раз повторяет один и тот же мотив. Кажется, что тембр этой скрипки слегка «хрипловат», что вызывает некую тревогу, потерянность. Эта интонация становится своего рода лейтмотивом одиночества и все большей оторванности от мира старого больного человека. Далее подключается вторая скрипка, которая ещё сильней подчёркивает тревожный характер произведения. 

  • Композиция "Low mist" (низкий туман) звучит в моменты, когда в сознание больного человека «вторгается» реальный мир. Так, например, Энтони остаётся наедине с незнакомым мужчиной, который на повышенных тонах внушает ему, что так больше не может продолжаться. Он уверяет, что отец разрушает жизнь своей дочери, после чего несколько раз дал ему пощечину. Через мгновение прибегает Энн и видит уже не незнакомого мужчину, а своего мужа вместе с отцом, который не смог сдержать слёзы. В данной сцене мы наблюдаем дальнейшее прогрессирование страшной болезни отца, которая, как "туман", всë больше и больше овладевает жизнью и разумом Энтони.

В музыкальном плане, композиция "Low mist" является своего рода развитием эмоционального состояния предыдущего трека. Однако, к уже известному нам лейтмотиву "хрипловатой" скрипки в последующем общем развитии добавляются бархатные аккорды фортепиано в низком регистре и лёгкий, еле заметный выдержанный звук альта. То есть, Эйнауди в очередной раз пользуется приёмом постепенного включения инструментов в музыкальную ткань, что позволяет слушателям явно почувствовать эмоциональное и образное развитие. 

  • В пронзительной по эмоциональности финальной сцене с плачущим и зовущим маму стариком звучит композиция "My Journey" (моë путешествие). Энтони оказывается в доме престарелых на руках у сиделки. Старик, не понимающий, что с ним происходит, растерянно признается, что «как-будто растерял свои листики». Он говорит, что часы на его руке - для путешествий. Часы, которые Энтони время от времени теряет, символизируют пропавшее время. Энтони теряет крупицы своего настоящего, а будущее всë никак не может наступить. Данная сцена даëт понять, как важно ценить своë время, жить не будущим, а настоящим, любить своих близких. (7 видео)

Музыка, которая звучит в данной сцене, написана Эйнауди совместно с немецким композитором Давидом Менке. Она отражает всю боль Энтони, заставляя и слушателей прочувствовать эти эмоции. По моему мнению, данная композиция отражает космос, бесконечность Вселенной, жизни, в которой живёт человек. Выдержанное пение скрипок и альтов, накладывающихся друг на друга, в своëм образном понимании образуют свет бесконечности чувств и эмоций человека, что очень чëтко и понятно отражает смысл всего фильма. 

В данном фильме интересно то, что музыка, звучащая во время титров фильма, играет немаловажную роль, обозначая окончание не только фильма, но и времени, отпущенного главному герою. Остинатная мелодическая фигурация струнных создаëт спокойный характер музыки, а объёмные аккорды фортепиано только подчеркивают его. Далее появляется нежная, умиротворённая, зачастую поступенная мелодия фортепиано, которая уводит слушателя от забот и огорчений этого мира. 

Подводя итоги, можно отметить, что музыка Эйнауди играет огромную роль в драматургии фильма, с одной стороны возникая в острые моменты сюжетной линии, а с другой стороны дополняя эмоциональное состояние героев. При этом иногда музыкальное сопровождение заменяет диалоги героев, без слов иллюстрируя их чувства. Также хотелось бы добавить, что многообразие настроений, образов Эйнауди затрагивает каждый уголок души человека, заставляя сопереживать героям на протяжении всего фильма.