Найти тему
Строительный мир

В Казахстане за три года намерены построить 1300 км железных дорог

Казахстан поставил цель построить за три года не менее 1,3 тыс. км железных дорог. Ровно столько же, сколько введут в России в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона, завершить который должны в 2024-м. Столь грандиозные планы в октябре 2023-го озвучил президент центральноазиатского государства Касым-Жомарт Токаев на форуме международного сотрудничества «Один пояс — один путь».

Появление новой инфраструктуры поможет нарастить объемы транзита из Китая в Европу. К примеру, в 2022-м через Казахстан по«железке» прошло свыше 23 млн тонн грузов, что стало абсолютным рекордом. К концу десятилетия этот показатель планируется довести до 35 млн тонн (логистическая роль республики на фоне западных санкций в отношении России значительно возросла). С этой целью ровно год назад в стране приступили к строительству вторых путей на участке Достык – Мойынты.

© Пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан / primeminister.kz (Церемония запуска работ на железнодорожном участке Достык – Мойынты, 2022 г.)
© Пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан / primeminister.kz (Церемония запуска работ на железнодорожном участке Достык – Мойынты, 2022 г.)

Эта грандиозная инициатива будет реализована к 2026 году. Рабочим предстоит уложить 835 км железной дороги и возвести около 400 различных искусственных сооружений, в том числе более 90 мостов. Общие затраты, как отмечается, превысят $2 млрд. Примечательно, что на данном направлении (поезда здесь курсируют с 1950-х) транзитные перевозки за последние пять лет выросли в четыре раза.

В ноябре 2023-го стартовал еще один крупный железнодорожный проект, призванный разгрузить узел Алматы, находящийся на перекрестке основных международных маршрутов. Сегодня через него в направлении России, Европы, стран Центральной Азии и портов Каспийского моря проходит большой поток грузов, из-за чего доставка товаров нередка задерживается на двое суток.

Новая линия протяженностью 130 км, которая пройдет в стороне от города (от ст. «Жетыген» до ст. «Казыбек бек»), позволит сократить время в пути и снизит нагрузку на транспортный узел на 40%. На данном участке предстоит построить тринадцать мостов, шесть путепроводов (один из них автомобильный) и три железнодорожные станции. Кроме того, в ближайшее время начнется сооружение 160-километровой железной дороги Дарбаза – Мактаарал, призванной соединить Мактааральский район Туркестанской области с основной железнодорожной сетью страны и разгрузить пункт пропуска «Сарыагаш».

Еще один масштабный проект ближайшего времени — линия Бахты – Аягоз (270 км), которая позволит увеличить объем железнодорожных перевозок между Казахстаном и КНР до 20 млн тонн в год (Китай со своей стороны подведет железную дорогу до Бахты). Известно, что земли для строительства стальной магистрали уже выделены и зарезервированы. Открыть движение здесь планируют в 2025 году.