(Переслали письмо.)
«…Парням на передовой подарил книгу Захара "Координата Z".
Одна книга ушла на границу Курской области с Сумами, другая на Сватово. Спустя время получил рецензию от ребят. Очень довольны, "многое в голове пришло в равновесие" и "многое узнал впервые" – их ответы. Решил, что было бы хорошо передавать парням на передовую эту книгу как пособие для политрука».
Знаете, я и спорить не стану – чего скромничать-то. Хорошо бы.
Был у Шойгу один замечательный зам: он собрал на флешку все «Уроки русского», сделал ещё необходимое количество копий и разослал их по всем частям для воспитательной работы – чтоб замполиты с личным составом смотрели.
Однако в зоне СВО не до флешек. А книжка замполитам могла бы и пригодиться.
Я, как вы могли заметить, часто думаю: как же всё-таки красные за два года (ну пусть даже за четыре) победили даже не белых, а вообще всех – десятки сепаратистских восстаний, интервентов, азиатских баев, зеленых, каких угодно. Наши оппоненты имеют свой ответ: это потому, что Ленин убил 50 млн человек, пока Колчак, атаман Семенов, Петлюра, Шкуро и Краснов собирали цветы и плели из них венки добра и веры.
Но нам такого ответа мало.
Один из ответов состоит в том, что красные верили в самосознание народа. Они верили, что народу интересны, важны, нужны и философские работы, и публицистика, и стихи, и живопись.
Поэтому в Гражданскую трудились на фронтовые дела и Демьян Бедный, и Маяковский; и работы Ленина, и передовицы Троцкого, и статьи Сталина, и пьесы Луначарского – шли валом в виде листовок и брошюр, и молодой без пяти минут гений Леонид Леонов издавал фронтовую газету, и оркестры играли при каждой дивизии, и молодой красноармеец Костя Листов (будущий композитор и автор «Тачанки») и красноармеец Митрофан Греков (художник, автор своей гениальной «Тачанки») – снимались с фронта и направлялись работать по профессии. И тут же Красная армия получала великие картины о себе и великие песни о себе. И русские мужики видели: их уважают, их ценят, с ними разговаривают как со взрослыми. С ними считаются. О них заботятся. Их за людей считают.
И они победили.
Знаете, ещё почему победили?
Потому что была, как ни удивительно, демократия. «Творчество масс» тогда ещё это называлось. Вообще – само понятие «творчество» было очень важным. Люди на войне мир для себя открывали: литературу, культуру, географию.
Они мечтали мир освободить! Узнать и освободить. Они горели этим.
(Чтоб потом потомки, кривляясь, рассказывали про «хворост из русских людей для мировой революции» и «жидовский интернационал». Дураки какие, Господи).
Ну, короче, вы поняли.
У нас всего этого, мягко говоря, не очень достаёт. Уже и творчество масс есть. Но наверху шестеренки чуть медленнее движутся, чем хотелось бы.
Но может, так и надо. Там виднее.