Найти в Дзене
История и культура Евразии

Кто поручил Афанасию Никитину совершить путешествие в Индию в 1468-1474 годах

Как известно, записки Афанасия Никитина обнаружил сам Карамзин в архиве Троицко-Сергиевского монастыря. Опубликовал отрывки из рукописи в примечаниях к VI тому своей «Истории государства Российского».

Афанасий Никитин (первая половина XV века, Тверь — ок 1475, под Смоленском) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря». Одним из первых из средневековых европейцев (после Никколо Конти) достиг Индии (за 30 лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы) https://rudalle.ru/check_kandinsky22/4f6be804-2e5c-4ac6-8e0a-94b35db7c4f5#
Афанасий Никитин (первая половина XV века, Тверь — ок 1475, под Смоленском) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря». Одним из первых из средневековых европейцев (после Никколо Конти) достиг Индии (за 30 лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы) https://rudalle.ru/check_kandinsky22/4f6be804-2e5c-4ac6-8e0a-94b35db7c4f5#

Что интересно, Никитин побывал в Индии за несколько десятилетий прежде, чем Васко де Гама открыл морской путь в Индию.

Своё путешествие Афанасий Никитин начал в 1468 году с родной Твери, в составе купеческого каравана. При этом, в Индию купец не собирался. Только в Ширван (современный Азербайджан).

Для того, чтобы безопасно добраться до Ширвана Никитин в Нижнем Новгороде ждал возвращавшегося из Москвы ширванского посла Хасан-бека. Уговорил того, и вместе с ним был ограблен астраханскими татарами.

Затем, в Каспийском море часть судов купцов потонули во время шторма, частью попали в руки к разбойникам в Дагестане. Никитин доплыл все таки до Ширвана, где с помощью ширваншаха добился освобождения товарищей. Без товара! Путешествие закончилось фиаско. Многие разорились!

Купцы возвратились назад. А вот Афанасий Никитин пошел дальше - в одиночку, без копейки денег. В Персию, где провел год. Оттуда, в Индию. В пути выучил язык среднеазиатских купцов-ортаков. А скорее всего, вошел в это купеческое братство. С его помощью добирался в дальние страны.

Деньги скорее всего, внес еще заранее - в кассу товарищества Ортаков. С собой имел только код, который говорил в любом городе, где были кассы купцов. Это так называемая хаваля.

  • Хава́ла (араб. حوالة «передача») — неформальная финансово-расчётная система на основе взаимозачёта требований и обязательств между брокерами, используемая преимущественно на Среднем Востоке, в Африке и Азии. Система сформировалась в Индостане задолго до появления западной банковской системы и до распространения западного банковского дела на Ближнем Востоке. Используется эта система расчётов в основном иммигрантами, зарабатывающими на Западе и отсылающими деньги родственникам - Википедия

В Индии Никитину особо не понравилось:

  • О благоверные христиане! Кто во многие земли часто плавает, тот во многие грехи впадает и веры лишается христианской. Мне, рабу Божию Афанасию, сгрустнулось по вере: уже прошло четыре Великих поста, четыре Светлых воскресенья, а я, грешный, не знаю, когда Светлое воскресенье, когда пост, когда Рождество Христово и другие праздники, ни середы, ни пятницы; книг у меня нет: когда меня пограбили, то и книги у меня взяли; я с горя пошёл в Индию, потому что на Русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего. Уже прошло четыре Светлых воскресенья в бусурманской земле, а христианства я не оставил: дальше Бог ведает, что будет. Господи, Боже мой! На тя уповах, спаси мя! Пути не знаю, как выйти из Индостана; везде война! А жить в Индостане — всё истратишь, потому что у них всё дорого: я один человек, а по два с половиною алтына в день издерживаю, вина и сыты не пью.

Никитин побывал во многих городах Индостана, в центре и на юге. Обо всем виденном оставил записки. В 1474 году отправился назад и осенью того же года умер около Смоленска, на территории Великого княжества Литовского. Его записки оказались в руках московского дьяка Василия Момырёва. Тот приказал переписать в нескольких копиях.

Есть версия, что в Индию Никитин ездил в Индию по заданию московского великого князя Ивана III. Тот, искал возможность получения индийских товаров и реэкспорта в Европу.