Страниц: 1000
Оценка: 8/10
Первое издание: 2007 г.
Познавательность: 8/10
Доказательность: 10/10
Раскрытие темы: 8/10
Увлекательность: 6/10
Привлекла меня эта книга названием. Стало интересно. Но я имела в виду немного другие проявления злодейства. Филип Зимбардо говорит о тюрьмах, пытках и ультраправых движениях, а я подумала о людях, которые хамят официантам и не придерживают двери в метро. Вот такое вот у меня незамутнённое мышление.
Книга открывается подробнейшим описанием Стэнфордского тюремного эксперимента, ибо Зимбардо был его автором. Как вы помните, эксперимент показал доминирование обстоятельств над моралью людей: ведь для эксперимента подопытные в группу заключённых и группу надсмотрщиков были определены случайно, и никто из них на самом деле не совершал преступлений и не работал десять лет в тюрьме строгого режима.
И описание этого эксперимента длится около трети, а затем идёт объяснение увиденного нами. И вот не знаю я: с одной стороны, под конец я чуть не взвыла от монотонности, а с другой — Зимбардо тщательно описал каждую подробность, чтобы мы полностью осознали произошедшее. Поэтому не знаю, насколько хорошим решением было растянуть всё это дело на триста страниц. А с другой стороны — а где же вы ещё прочтёте об этом настолько подробно, да и ещё со слов самого автора.
Когда Стэнфордский тюремный эксперимент был обсуждён дочиста, Филип Зимбардо перешёл к тюрьмам Абу-Грейб и Гуантанамо. Разбирая случившееся там и сравнивая со своим экспериментом автор постарался вывести причины, по которым нормальные люди вдруг начинают издеваться над другими.
Они следующие: анонимность, конформность, подчинение авторитету, деиндивидуализация.
А на десерт Филип рассказал, кто же такие герои, каковы критерии геройства и почему в этом нет чего-то сверхъестественного, что помешает стать героем любому из нас.
Я бы вменила в недостаток отсутствие чёткой структуры у книги. Вроде глав много, а тем — не очень, но всё же книга превратилась в кисель с нечёткими целями и повторами. Возможно, если бы автор поработал просто над улучшением структуры повествования, книга похудела бы страниц на 200. А из-за такого объёма и размазанности информации первое впечатление о прочитанном — будто ничего и не узнал. Хотя стоит покопаться, как я вспомнила и одно, и другое, и третье.