- Бабушка, а когда лавка приезжает?
- А вот аккурат через три дня будет! Сходите пока на рыбалку, в озере покупайтесь, ведите себя, как отпускники. Знаю, что наблюдать за вами будут, может и на разговор выйдут. Если что - говори, что ты мой внук, дальний, не родной, главное, что родня, а какая - непонятно!
- Хорошо! Сейчас мужики встанут, позавтракаем и будем решать, как поступить.
Все мужчины понимали, что дело, которое они затеяли - простым не будет! Пока что вопросов становится всё больше, а ответов на них, как не было, так и нет!
Три дня они, по совету бабушки Матрёны, купались на озере, загорали, в один день с утра пораньше вышли к озеру с удочками. Они изображали из себя неумелых рыбаков, хотя, по сути, таковыми и являлись. Для них было в диковинку всё - наживка, сам лов, как закинуть удочку, подсечь и многое другое. Но несколько карасиков и плотвичек были пойманы, их торжественно вручили бабушке, она сварила на ужин ушицу.
Конечно, компания производила больше шума, чем занималась ловлей и уже через пару часов Сергей понял, что их заметили, за ними наблюдают, а когда мужчины возвращались домой, они увидели недалеко от ворот двух странных мужичков неопределённого возраста.
Они разговаривали с дедом Иваном, искоса поглядывая на дом бабушки Матрёны, а увидев возвращающихся рыбаков, приподняли свои картузы, прощаясь с Иваном и быстро зашагали по дороге, ведущей из деревни к лесу. Сергей с друзьями долго смотрели им вслед и запомнил то место, где они зашли в лес. Бабушка Матрёна была послана на разведку и уже через полчаса "докладывала" Сергею обстановку.
- Эти мужики иногда появляются в деревне, общаются только с дедом Иваном. Я думаю, что это их "разведчики", чего-то они сторожатся, не живут спокойно, всегда начеку. Вот иногда и посылают этих мужиков, чтобы посмотрели, что и как в деревне, спокойно ли? А тут вы на озере шуму наделали, такое они точно упустить не смогли, надо проверить, кто такие и откуда!
Но дед Иван тоже крепкий орешек, знает, что плохих людей я к себе не пущу, если живут, значит надо! А может и правда думает, что отдохнуть приехали. Дед этот лишнего не скажет, если спрашивают о чём, то сперва подумает, что сказать, а о чём умолчать! Я то его с детства знаю, вместе росли!
- О нас они спрашивали?
- Конечно спрашивали! Из-за вас и пришли в деревню. Спрашивали, кто такие, зачем приехали, сколько вас, когда уезжаете - много чего спрашивали! Что не знал Иван - обещал узнать, а значит спрашивать будут, когда к автолавке приедут. Надо подумать, что и как сказать! Вы Ивана не бойтесь, он мне не навредит- любит он меня всю жизнь!
Матрёна совсем по-девичьи хихикнула в кулачок, потом вытерла набежавшую слезу уголком платка.
- А почему не поженились?
- Не судьба, значится! За Алёшу своего я вышла, пока Ваня думал, да решался.
- А сами вы его любили?
- Да, кто ж его знает! Давно было, не упомнишь! И что привязались любишь-не любишь! Всё, прошло всё давно, теперь мы уже просто соседи. Вы подумайте, что сказать, как стемнеет, я его сюда, к нам позову. Как скажете, так он и передаст, за это не беспокойтесь.
А через день лавка приедет, смотрите в оба, чтобы было к кому обратиться. К тем, кто полусонные сидят - бесполезно, к таким, которые приходили - тоже! Поймут, что не зря появились! Ищите человека. Трудно, но по-другому никак!
Вечером, как стемнело, стукнули в окно. Матрёна открыла дверь, быстро запустила Ивана.
- Бабушка, вы думаете, что они и днём, и ночью следят за нами?
За Матрёну дед Иван ответил.
- Насколько сейчас следят - не знаю, пока повода нет, но лишний раз поостеречься не мешает! Они, как псы сторожевые - нюх такой, что сразу след возьмут. Только что-то заподозрят, вот тогда следить будут постоянно. Вы, сынки, не смотрите, что там стариков много, там такие старики, что и молодых за пояс заткнут.
Иногда думаю - бессмертные они, что ли? Сколько лет здесь живут, а какими пришли, такими и остаются. Моих-то одногодков сколько уже за это время на погост проводил, а у них в деревне как-будто и не уходит никто, все живы. Если только не скрывают хорошо это дело.
А по количеству - их вроде сколько было, столько и есть, вот ваши прибавились, да детей несколько родилось. Одна девка беременная оказалась, из пришлых, это она с собой привезла, а остальные робята уже здесь родились. Мальцы ищчо, пока при мамках. Ну что, надумали, что говорить будете? Я передам, как надо, завтра обязательно спрашивать станут, поручили узнать.
До поздней ночи Сергей с друзьями с дедом Иваном говорили, потом незаметно вышел он из избы и огородами прошёл к себе. Затем вышел от себя, как-будто и не уходил никуда, огляделся, сел, кряхтя, на лавочку. Лишь приученный взгляд и слух охотника уловил неясный шум около его дома, но дед тоже не зря столько лет прожил - всё, что ему надо увидел и услышал.
Странно! Рано следить начали. Что-то беспокоит их, хотя туристы и отдыхающие в их краях не редкость, но чем-то Матрёнины постояльцы насторожили. Поиграл дед и поговорил со старым Полканом, который подошёл к нему.
- Что, Полкаша, и тебе не спится? А я вот лежал-лежал, да решил воздухом подышать, душно в избе. Кости ломит старые, не к дождю ли? Завтра лавка приедет, дождя не нужно. Нам тоже надо запасы сделать, крупки, сахарку, да может тебе косточек прикуплю. Эх, посидели, надо идти, может усну!
Так, болтая, дед усыпил бдительность следящих за ним, не поняли они, что Иван уходил.
Звякнула щеколда в доме и всё стихло до утра. Неясная тень тихо зашла за дом деда Ивана и вскоре всё улеглось.
Утро выдалось ясным и тёплым. С утра к месту, куда подъезжала автолавка, потянулись покупатели. Кто пешком, а кто и на телеге - забирать свои заказы. Собирались заранее - поговорить, новостями поделиться. Основными новостями и были приезжие к бабушке Матрёне. Сергей с друзьями подошли попозже. С ними чинно поздоровались.
В это же время от леса показались три подводы, ехали из лесной деревни. Гулкий шёпот пронёсся над толпой и всё стихло. Сергей смотрел во все глаза, кто на подводах. За ними тоже наблюдали, смотрели не ласково, колючими глазами.