Историк Константин Кусмауль
специально для проекта @wargonzoya
Часть первая: Рождение священной войны
Часть вторая: Между машиахом и колонией
Часть третья: Мандат, фашизм и немного кофе
Часть четвертая: Бесконечный Судный день
Часть пятая: Стриптиза не будет!
С тех пор, как палестинский поэт Махмуд Дарвиш написал текст заявления о провозглашении Палестины государством со столицей в Иерусалиме, прошло ровно 35 лет. «Во имя Бога и во имя палестинского арабского народа национальный совет провозглашает создание государства Палестина на нашей палестинской земле со столицей в благородном Иерусалиме», – заявил Арафат 15 ноября 1988 года на заседании Палестинского национального совета в Алжире. Потом еще несколько раз ООН штамповала резолюции, вновь признающие «право палестинского народа на самоопределение», на то, что «народ палестины имеет право на суверенное и независимое государство». Упирался Израиль. Несколько лет ещё американцы будут пробовать посадить за стол переговоров Арафата и израильского премьера Шамира. Всё безрезультатно!
За два дня до того, как в Кремле был спущен флаг СССР, советский посол Александр Бовин вручил верительные грамоты президенту Израиля Герцогу. Это был последний дипломатический акт в истории Советского Союза. Через 48 часов исчезнет Советская империя, а арабский мир потеряет своего важнейшего опекуна и союзника.
После победы США в войне с Ираком израильтяне затаились. В прессе высказывались сомнения в том, что Америка по-прежнему будет поддерживать Израиль. Весь 1992 год прошёл в процессах заключения двухсторонних договоров между Израилем и Иорданией, Сирией и Ливаном. К примеру, в переговорах с Сирией впервые прозвучала фраза о готовности Израиля уйти с оккупированных Голанских высот. Такая щедрость совпала с приходом к власти Ицхака Рабина. Так, на смену формуле «мир в обмен на мир» пришла новая – «мир в обмен на территорию». Как только палестинцы, входившие в состав иорданской делегации, узнали о планах на Голаны, они попросили Израиль уйти из Газы и с Западного берега Иордана. Естественно, такие требования Израилем были отвергнуты.
Убедившись, что после показательной войны в заливе американцы по-прежнему будут их охранять, израильтяне снова зашли на палестинский переговорный трек. В ход пошла тайная дипломатия. Израильский министр иностранных дел Бейлин инициировал секретные переговоры с Организацией освобождения Палестины в Лондоне и в Осло. Секретность была нужна, чтобы избежать лишнего давления на делегации со стороны других ближневосточных игроков: Египта, Сирии, Иордании, Эмиратов и Ливана.
Наконец-то дело сдвинулось. В Осло в начале сентября 1993 года Израиль и Организация освобождения Палестины обменялись признательными письмами. Ну а успех закрепили в столице гегемона – в Вашингтоне. Именно там была подписана «Декларация принципов самоуправления». Палестинцам была предоставлена автономия на Западном берегу Иордана и в секторе Газа. Израильские войска должны были покинуть эти территории.
Этот дипломатический прорыв резко осудили радикальные исламские группировки: ХАМАС, «Исламский джихад», «Братья мусульмане, «Бригада Абу-Али Мустафы», «Бригады мучеников аль-Аксы» и другие. Лидеры группировок обвиняли Арафата в излишних уступках. Евреи, по их мнению, должны были уйти не только из Газы, но и из Яффо, Иерихона, Лода. Исламские террористы начали «автобусный террор». То и дело на улицах израильских городов взрывались бомбы в рейсовых автобусах, расстреливались израильские солдаты.
Условия «Декларации» приводили в бешенство и израильских террористов. Ранним утром в пятницу 25 февраля в самый разгар праздника Пурим еврейский врач Барух Гольштейн зарядил свою винтовку М-16. У Хевронской мечети он убил 28 молящихся арабов, ранил 125. Он бы так и стрелял дальше, если бы кто-то не разбил ему череп металлическим прутом. Когда убийцу похоронили, к его могиле началось целое паломничество израильтян – противников «Декларации».
Арафат устраивал Америку как карманный переговорщик, и американцы решили «умаслить» договоренности деньгами. В Вашингтоне представители сорока стран-доноров решили выделить Западному берегу Иордана и сектору Газа 2,5 миллиарда долларов в течение нескольких лет.
Теперь арабо-израильский переговорный процесс должен был идти так, как надо было Западу. Любая его остановка была чревата блокировкой финансирования.
Денежный вопрос проявился и в 1995 году, когда между Палестиной и Израилем было подписано соглашение Осло-2. Когда выяснилось, что израильские войска не хотят уходить из Хеврона, Арафат попытался «включить заднюю». Однако Арафату позвонил специальный кризисный переговорщик, писатель и дипломат Деннис Рос, и сказал тихим гаденьким голосом: «Мы кажется обещали вам 100 миллионов долларов?..» Арафат намёк понял и согласился забыть про солдат ЦАХАЛ в Хевроне.
Казалось, что дипломатические успехи Палестины и Израиля находятся в какой-то параллельной реальности. Несмотря на договоренности между сторонами, на улицах городов гремели взрывы. Радикальные сионисты и арабы вели свою Священную войну. По её правилам победа и место на Святой Земле достанется только тому, кто выживет. Противник, его жены, дети, старики – все должны умереть. Таков Джихад. Таков и кровавый путь Машиаха.
Вечером 2 ноября 1995 года неизвестные люди зажгли семь чёрных свечей напротив дома премьера Ицхака Рабина. До прихода полиции неизвестные успели провести таинственный обряд Пульса де-нура – призыва божественного огня. Через два дня Рабин будет застрелен ультраправым израильским активистом из сионистской группировки «Возмездие». Через 10 лет после подобного обряда впадет в смертельную кому еще один премьер Израиля Ариэль Шарон. Территория Священной войны всегда была местом битв не только людей, но и высших сил.
К середине 1996 года на территории Палестинской автономии прошли выборы главы. Ясир Арафат победил и получил титул «раиса» – головы Палестинского народа. Здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство, общественное питание, пособия, наука и производство в Палестине щедро финансировались Западными фондами. Казалось, у палестинского государства появилось будущее.
Вскоре на выборах в Израиле побеждает бывший спецназовец, капитан ЦАХАЛ, противник переговоров с палестинцами Биньямин Нетаньяху. Он сразу озвучивает свои три заповеди: «Нет независимому Палестинскому государству, Иерусалим – единый и неделимый, Голанские высоты никому не отдавать». К тому же Нетаньяху – первый, кто совсем откровенно презрел священный порядок. Он принимает решение о наступлении на одну из главных мусульманских святынь – мечеть аль-Акса. По ветхозаветному преданию, здесь, после двух разрушенных в давние времена, должен быть построен третий храм Соломона. Именно тогда, когда храм будет восстановлен, придёт Машиах – иудейский Мессия. В христианском предании – настанут Последние времена. Нетаньяху понимал: построить третий храм можно, только полностью изгнав арабов и разрушив их святыню. Начал он с небольшой провокации. Премьер приказал открыть туннель под мечетью аль-Акса. В ответ на это в Палестине вновь вспыхнула «Интифада аль-Акса», вновь стали взлетать в воздух автобусы и погибать люди. Всего к 2005 году жертвами стали почти 5000 человек с обеих сторон.
Понимая, что дело идет к обострению конфликта, чреватого потерей всего нефтеносного ближневосточного трафика, США приступили к новым замирениям официальных сторон. В конце 1998 года в Уай Ривер (штат Мэрилэнд) Нетаньяху и Арафат вновь договорились убрать немного израильских солдат с Западного берега Иордана и активизировать арабскую борьбу с террористическими группировками. Подходил срок окончания переходного периода, в конце которого Палестина должна была превратиться из «автономии» в независимое государство. Но на переговорах 2000-2001 годов вновь возникли старые споры из-за оккупированных Израилем территорий.
Соседи Палестины и Израиля также начали предлагать свои планы. Например, Саудовская Аравия предложила старую как мир идею: уйти Израилю со всех захваченных в 1967 году территорий. В переговорный процесс снова вошла Россия. Вместе с США, ЕС и ООН в 2002 году был создан «Квартет». Затем дипломаты разработали «Дорожную карту», согласно которой предполагалось «окончательное урегулирование палестино-израильского конфликта к 2005 году».
Однако 2005 год был ознаменован смертью лидера Палестины Арафата и смертельной болезнью премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. Сразу поползли слухи: проблемы со здоровьем – это отравление третьей, не желающей мира, стороной или наложенные во время таинственных обрядов проклятья?
На смену Арафату приходит Махмуд Аббас, который провозглашает окончание «Интифады аль-Акса». За это от Запада на Лондонской конференции он получает полтора миллиарда долларов помощи. В 2006 году впервые в своей истории ХАМАС побеждает на выборах в палестинский парламент и превращается из боевой исламистской группировки еще и в политическую партию. С тех пор и до наших дней именно ХАМАС управляет сектором Газа. ХАМАСу автоматически перепадают значительные западные долларовые транши.
Пока ХАМАС боролся за свое политическое будущее, во второй половине 2000-х годов в Палестину начали «заходить» салафитско-джихадистские группировки радикальных исламистов. Все они были проалькаидовские: Армия ислама, Армия Уммы, Воинство сторонников Аллаха, Исламская армия Иерусалима. ХАМАС на их фоне казался сборищем пацифистов. Они занимались массовым и индивидуальным террором и не были светскими. Ситуация благоволила. В 2007 году Палестинская автономия раскалывается на Западный берег реки Иордан под управлением Махмуда Аббаса и сектор Газа под властью хамасовца Исмаила Хании. В этот раскол и проникают джихадисты.
У новых террористов отношения с ХАМАС не складывались. Один из лидеров аль-Каиды (запрещенной в России) Аз-Завахири утверждал, что хамасовцы «из движения моджахедов превратились в предателей». То, что ХАМАС принял участие в выборах, сформировал палестинское правительство и начал играть по правилам Запада, еще больше делегитимизировало это движение как защитников исламского мира.
Досталось и ФАТХ. Завахири требовал от палестинцев отвернуться от этого движения. ФАТХ и ХАМАС занимались, с точки зрения аль-Каиды, строительством светского государства, в то время как нужно было продолжить Священную войну и создавать исламское. В 2008 году агенты запрещённого в России Исламского государства призывают создавать ячейки для террористической борьбы на Святой Земле. Мусульмане в секторе Газа всё чаще начинают встречать листовки возле мечетей, в которых указывались адреса «баз джихада в Палестине».
Ситуация меняется к лучшему после ликвидации Исламского государства. К 2017 году многие ячейки и джихадистские организации прекращают активную деятельность в Палестине. ХАМАС, став правящей партией, безраздельно контролирует сектор Газа. В течение последних десяти лет группировка активно строит тоннели и инфраструктуру, модернизирует собственную армию. Программы ХАМАСа щедро финансируются. Ежегодно Иран выделяет 22 млн долларов через платежный хаб Хезбаллы. Катар, мусульманские фонды, инвестиционные компании активно жертвуют деньги.
Израильская сторона, понимая опасность джихадистской активизации, с 2007 по 2022 год поочередно проводит семь крупных войсковых операций против сектора Газа. Все они похожи убийством тысяч мирных палестинцев, треть из которых дети, закатыванием в средневековую пыль целых районов анклава, так и не ставшего полноценным государством.
К 2023 году ХАМАС – системообразующая, базовая политическая и военная сила в Палестине. Однако группировка неожиданно обрушивается на Израиль уже не с палками и калашами, а с дронами, спутниковыми картами и снарядами с лазерным наведением. Утром 7 октября почти в 30 местах штурмовые группы проникают в еврейские поселения и начинают массовые убийства. Сожжено 22 города, убиты до полутора тысяч человек. В ответ на это впервые со времен нацистской Германии Израиль приступает к целенаправленному массовому геноциду населения сектора Газы. За три недели израильская армия уничтожит более 4000 детей, 5000 женщин, стариков и подростков. Пока под бомбардировками гибли тысячи палестинцев, Израиль целый месяц блокировал поступление в сектор медикаментов, еды и воды.
Пока Нетаньяху представлял себя потомком Иисуса Навина, еврейского полководца, стиравшего с лица земли целые города и всё живое вокруг, в ночь на 20 октября израильский истребитель уничтожил церковь святого Порфирия в Газе. В храме прятались от бомбежки до 400 человек. Рядом со входом – точно куда пришелся основной удар – была фреска Иоанна Богослова. Несколько выживших палестинских мужчин аккуратно поставили ее осколок на гору камней.
Через несколько недель мимо этого места, утрамбовывая тела палестинцев под слоем бетона, проедет израильский танк. Солдат ЦАХАЛ Йоав Ацмони привяжет к броне радужный флаг, символ ЛГБТ-движения. Солдат не знал, что с осколка разорванной снарядом фрески за ним внимательно наблюдают строгие глаза Иоанна Богослова. Солдату неведомы слова, сказанные апостолом в Апокалипсисе о том, что Иерусалим превратится в новый Содом и погибнет: «Зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят».
Ветхозаветная война, не знающая пощады ко всему живому, сегодня разгорелась вновь. Отныне всё, что происходит в секторе Газа, начинает иллюстрировать древние пророчества. И эти пророчества не сулят Израилю ничего хорошего. И человек не в силах их изменить, даже с помощью оружия!
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4279 3806 9842 9521