Наш проект продолжает знакомить читателей с историей возникновения и развития ближневосточного конфликта.
Османский султан Селим Первый был первым турецким глобалистом. В начале XVI века именно он объединил разные земли вплоть до Египта, Сирии и Кавказа. Уже в 1517 году он впервые в истории мусульманского мира от имени османов передал в Мекку священное покрывало для Каабы. Результатом его похода в Палестину был полный контроль над иудейскими и христианскими святыми местами. Так Кааба и Земля обетованная вошли в состав Османской империи на несколько веков.
Жестокий к единоверцам, Селим оказался либерален по отношению к еврейским общинам. Иудеи получили статус «зимми»: право на ношение оружия, религиозную независимость и возможность осуществлять самоуправление внутри своих поселений. Селим закрывал глаза на то, что коллективный Запад то и дело помогал щедрыми пожертвованиями местным палестинским иудеям, считая их «стражами Святой Земли».
К началу XVIII века в Палестине проживало 300 тысяч человек, из них всего 5 тысяч были евреями. Они обитали в основном в Иерусалиме, Цфате, Хевроне и Тверии. Ни о каком собственном государстве они не помышляли. Турки всеми силами сохраняли малочисленность еврейского анклава, не давая ему разрастись.
Однако в XIX веке в истории Святой земли для евреев и мусульман многое изменилось.
В 1841 году на прилавки всех европейских магазинов поступила книга некоего Эдварда Робинсона «Библейские исследования в Палестине». Она стала бестселлером! В ней провозглашался «мирный крестовый поход» в Палестину. С этого момента в Палестине появляется новый геополитический игрок – коллективный Запад, пришедший на смену османам.
Первой к колонизации этих земель приступает Англия. Задача туманного Альбиона – поставить суэцко-ближневосточный торговый трафик и барыши от его использования на благо короне.
В 1882 году англичанка Элизабет Финн основывает фонд сирийской колонизации. Главной миссией фонда было планомерное выселение евреев с территории Европы на работы в Палестину, Сирию и на Кипр. Ну не в крестовый же поход их посылать, как раньше. Однако более активно «бремя белого человека» нёс в своих идеях и планах друг английской королевы Виктории, путешественник и парламентарий Лоуренц Олифант. Посетив Палестину, Олифант предложил освободить место от бедуинских поселений под еврейские колонии с помощью этнических чисток.
Стремясь уничтожить слабеющее османское правление в Палестине, англичане и французы приступают к первому этапу колонизации – созданию западного сионистского движения. Вот уже в Базеле создается Всемирная сионистская организация, ставящая своей целью переселение всех евреев в Палестину. Деньги на этот проект полились рекой. При содействии Ротшильдов создаётся Еврейский национальный фонд. Одновременно для еврейских поселений активно скупаются палестинские земли. В конце XIX – начале XX века под руководством Запада проходят две волны возвращения евреев в Землю обетованную (на иврите это называется алия, что означает «восхождение» и понимается как в географическом, так и в метафизическом плане). В результате к 1914 году в Палестине проживают уже 85 тысяч иудеев.
Создание сионистских группировок под руководством Запада было критически встречено множеством ортодоксальных еврейских организаций и общин. Особенно неприемлема для евреев-ортодоксов была идея создания еврейского государства. Ведь, согласно Торе, только приход мессии – машиаха – может быть началом создания еврейского государства. А значит, все попытки создать его в обход Торе – это нарушения главных еврейских законов и преданий.
Пока сионисты спорят с ортодоксами, в исламской Палестине начинается Нахда – арабское Возрождение. И вот в 1905 году на полках библиотек мировых университетов появляется книга сирийского маронита Неджиба Азури «Пробуждение арабской нации», в которой черным по белому провозглашается курс на создание арабского государства, нового халифата, вне рамок дряхлеющей Османской империи. Вскоре идею мусульманского государства как части Сирии в Палестине поддержит первый Всеобщий сирийский конгресс в своей «Дамасской программе». Распространение сирийского геополитического проекта не на шутку встревожило США.
Американцы отправляют в Палестину комиссию Кинга-Крейна, которая должна «замерить общественное мнение» на тему «с кем вы, жители Палестины». Отчет шокировал Запад. Оказалось, что большинство жителей Палестины не хотят никакого сионистского государства. Но дело не только в их желании, конечно. Запад заварил привычную кашу в которой без междоусобиц уже было никуда.
К 1917 году в США, Англии и Франции понимают: если срочно не захватить и не колонизировать Палестину, то эту доску займут другие игроки. Англичане переходят в атаку. Министр иностранных дел Бальфур пишет письмо лорду Ротшильду: «Палестина должна стать национальным домом для еврейского народа». Сама игра тоньше. Есть и задача настроить в свою пользу американских евреев.
Как только в Палестине узнали о заявлениях Британии, начались антиеврейские восстания. В начале апреля 1920 года в день памяти пророка Мусы мусульмане двинулись к еврейскому кварталу Иерусалима. Начались погромы и убийства. Тогда коллективный Запад, не обладая авианосцами и спутниками, ограничился лишь ротами английских солдат, убивших несколько десятков мусульман. Вскоре Палестину захлестнет первая массовая волна арабо-израильского террора.
Бальфур и Черчилль не дураки и прекрасно понимают: признай Англия право на создание государства – старая добрая колонизация была бы невозможна! И вскоре, в 1922 году, Лига Наций решает передать бразды правления Палестиной англичанам. Начинается период прямого мандатного английского управления, при котором вся полнота власти переходит в руки английского верховного комиссара. Одновременно в Палестину возвращаются времена новой Священной войны.
(Продолжение следует)
Историк Константин Кусмауль специально для проекта
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4279 3806 9842 9521