Найти тему
WarGonzo

Между машиахом и колонией

Наш проект продолжает знакомить читателей с историей возникновения и развития ближневосточного конфликта

Османский султан Селим Первый был первым турецким глобалистом. В начале XVI века именно он объединил разные земли вплоть до Египта, Сирии и Кавказа. Уже в 1517 году он впервые в истории мусульманского мира от имени османов передал в Мекку священное покрывало для Каабы. Результатом его похода в Палестину был полный контроль над иудейскими и христианскими святыми местами. Так Кааба и Земля обетованная вошли в состав Османской империи на несколько веков.

Арабские погромщики в Хевроне
Арабские погромщики в Хевроне

Жестокий к единоверцам, Селим оказался либерален по отношению к еврейским общинам. Иудеи получили статус «зимми»: право на ношение оружия, религиозную независимость и возможность осуществлять самоуправление внутри своих поселений. Селим закрывал глаза на то, что коллективный Запад то и дело помогал щедрыми пожертвованиями местным палестинским иудеям, считая их «стражами Святой Земли».

Селим Первый
Селим Первый

К началу XVIII века в Палестине проживало 300 тысяч человек, из них всего 5 тысяч были евреями. Они обитали в основном в Иерусалиме, Цфате, Хевроне и Тверии. Ни о каком собственном государстве они не помышляли. Турки всеми силами сохраняли малочисленность еврейского анклава, не давая ему разрастись.

Еврейские ортодоксы у Стены плача 1920 годы
Еврейские ортодоксы у Стены плача 1920 годы

Однако в XIX веке в истории Святой земли для евреев и мусульман многое изменилось.

В 1841 году на прилавки всех европейских магазинов поступила книга некоего Эдварда Робинсона «Библейские исследования в Палестине». Она стала бестселлером! В ней провозглашался «мирный крестовый поход» в Палестину. С этого момента в Палестине появляется новый геополитический игрок – коллективный Запад, пришедший на смену османам.

Первой к колонизации этих земель приступает Англия. Задача туманного Альбиона – поставить суэцко-ближневосточный торговый трафик и барыши от его использования на благо короне.

В 1882 году англичанка Элизабет Финн основывает фонд сирийской колонизации. Главной миссией фонда было планомерное выселение евреев с территории Европы на работы в Палестину, Сирию и на Кипр. Ну не в крестовый же поход их посылать, как раньше. Однако более активно «бремя белого человека» нёс в своих идеях и планах друг английской королевы Виктории, путешественник и парламентарий Лоуренц Олифант. Посетив Палестину, Олифант предложил освободить место от бедуинских поселений под еврейские колонии с помощью этнических чисток.

Стремясь уничтожить слабеющее османское правление в Палестине, англичане и французы приступают к первому этапу колонизации – созданию западного сионистского движения. Вот уже в Базеле создается Всемирная сионистская организация, ставящая своей целью переселение всех евреев в Палестину. Деньги на этот проект полились рекой. При содействии Ротшильдов создаётся Еврейский национальный фонд. Одновременно для еврейских поселений активно скупаются палестинские земли. В конце XIX – начале XX века под руководством Запада проходят две волны возвращения евреев в Землю обетованную (на иврите это называется алия, что означает «восхождение» и понимается как в географическом, так и в метафизическом плане). В результате к 1914 году в Палестине проживают уже 85 тысяч иудеев.

Создание сионистских группировок под руководством Запада было критически встречено множеством ортодоксальных еврейских организаций и общин. Особенно неприемлема для евреев-ортодоксов была идея создания еврейского государства. Ведь, согласно Торе, только приход мессии – машиаха – может быть началом создания еврейского государства. А значит, все попытки создать его в обход Торе – это нарушения главных еврейских законов и преданий.

Пока сионисты спорят с ортодоксами, в исламской Палестине начинается Нахда – арабское Возрождение. И вот в 1905 году на полках библиотек мировых университетов появляется книга сирийского маронита Неджиба Азури «Пробуждение арабской нации», в которой черным по белому провозглашается курс на создание арабского государства, нового халифата, вне рамок дряхлеющей Османской империи. Вскоре идею мусульманского государства как части Сирии в Палестине поддержит первый Всеобщий сирийский конгресс в своей «Дамасской программе». Распространение сирийского геополитического проекта не на шутку встревожило США.

Американцы отправляют в Палестину комиссию Кинга-Крейна, которая должна «замерить общественное мнение» на тему «с кем вы, жители Палестины». Отчет шокировал Запад. Оказалось, что большинство жителей Палестины не хотят никакого сионистского государства. Но дело не только в их желании, конечно. Запад заварил привычную кашу в которой без междоусобиц уже было никуда.

К 1917 году в США, Англии и Франции понимают: если срочно не захватить и не колонизировать Палестину, то эту доску займут другие игроки. Англичане переходят в атаку. Министр иностранных дел Бальфур пишет письмо лорду Ротшильду: «Палестина должна стать национальным домом для еврейского народа». Сама игра тоньше. Есть и задача настроить в свою пользу американских евреев.

Как только в Палестине узнали о заявлениях Британии, начались антиеврейские восстания. В начале апреля 1920 года в день памяти пророка Мусы мусульмане двинулись к еврейскому кварталу Иерусалима. Начались погромы и убийства. Тогда коллективный Запад, не обладая авианосцами и спутниками, ограничился лишь ротами английских солдат, убивших несколько десятков мусульман. Вскоре Палестину захлестнет первая массовая волна арабо-израильского террора.

Бальфур и Черчилль не дураки и прекрасно понимают: признай Англия право на создание государства – старая добрая колонизация была бы невозможна! И вскоре, в 1922 году, Лига Наций решает передать бразды правления Палестиной англичанам. Начинается период прямого мандатного английского управления, при котором вся полнота власти переходит в руки английского верховного комиссара. Одновременно в Палестину возвращаются времена новой Священной войны.

 

Евреи ортодоксы против государства Израиль
Евреи ортодоксы против государства Израиль

Еврейские семьи убегают из Иерусалима через Яффские ворота
Еврейские семьи убегают из Иерусалима через Яффские ворота

Огороженная и заброшенная стена плача во время беспорядков в 20 годы
Огороженная и заброшенная стена плача во время беспорядков в 20 годы

Первый сионистский конгресс
Первый сионистский конгресс

Письмо Бальфура Ротшильду
Письмо Бальфура Ротшильду

Эдвард Робинсон
Эдвард Робинсон

(Продолжение следует)

Историк Константин Кусмауль специально для проекта

@wargonzoya

*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи

4279 3806 9842 9521