Найти тему
КиноДоктор

Кошмар на улице Вязов (1984) - Мой самый первый и самый страшный фильм ужасов...

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Да, давно это было. В 1988 году, когда у нас дома появился видеомагнитофон, я впервые увидел фильм ужасов. Нас тогда вообще интриговало само название жанра. Это уже позже мы узнаем, что под ним снимается всякая чушь по большому счёту. А тогда... Мне не было ещё 13 лет, поэтому какое-то время я действительно боялся спать и мыться в ванной с пеной-)... Помню успокоился я только после того, как в журнале "Ровесник", где в конце писали о новинках видео, был рассказ о фильме с фотографиями накладывания грима на Роберта Энглунда, который играл Фредди Крюгера.

  • Не забудьте подписаться на мой канал "Зарубежный кинопрокат в СССР".
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Ну сюжет, я думаю, знают все. Во всяком случае все любители жанра. А тогда он расходился на видеокассетах и по видеосалонам, поэтому тоже был на слуху. Просто что-то новое и необычное, хотя ценности в нём самом абсолютно никакой нет. Из такого сюжета до сих пор штампуют молодёжные ужастики. Никакого "культурного, исторического или эстетического значения" этот фильм безусловно не несёт, что бы там не утверждал Конгресс США.

"Пятница, 13-е" и "Кошмар на улице Вязов" - всё остальное на подобную тему пошло от них. Примитивный сюжет, сексуально распущенные подростки, много крови - вот и вся ценность подобных фильмов. "Кошмар" просто отличало то, что действие происходило во сне и убивал маньяк в снах своих жертв, а сны до сих пор остаются одной из многочисленных тайн, не подвластных пониманию человека.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Помню как шокировало всех то, что в фильме речь идёт о 15-летних подростках. Хотя играли их актёры от 21 года, но повествование идёт именно о подростках. И такой разгульный аморальный образ жизни... Вот тебе и Америка её же глазами.

Это был первый фильм Джонни Деппа и сыграл он, надо сказать, хуже всех. Амёба какая-то женоподобная.

Подросток Тина Грей (Аманда Уисс) просыпается от ужасающего кошмара, в котором изуродованный мужчина в перчатке с закрепленными лезвиями на четырёх пальцах нападает на неё в какой-то котельной. Мать Тины, придя на шум, указывает на четыре таинственных пореза на ночной рубашке дочери. На следующее утро лучшая подруга Тины Нэнси Томпсон (Хизер Лангенкамп) и парень Нэнси, Глен Ланц (Джонни Депп), утешают её, рассказывая, что каждому из них прошлой ночью тоже приснился кошмар. Они вдвоем остаются в доме Тины, когда мать Тины, старая вертихвостка, уезжает из города вместе с хахалем. Нэнси признается, что ей приснился кошмар об изуродованном мужчине.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Парень Тины, Род Лейн (Ник Корри), присоединяется к их домашней вечеринке с ночёвкой. Когда Тина после интима с Родом засыпает, ей снится изуродованный мужчина, преследующий её. Род просыпается от агонии Тины и видит, как невидимая сила тащит её на потолок по стенам и наносит смертельные удары. Испугавшись, Род убегает через окно, в то время как Нэнси и Глен просыпаются и находят Тину окровавленной и мёртвой. Всё говорит о том что её зверски убил Роб Лейн.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

На следующее утро его ловит полиция. Отец Нэнси - лейтенант полиции Дональд Томпсон (Джон Сэксон). Он уже давно не живёт с дочерью и её матерью, хотя мать Нэнси, Мардж Томпсон (Рони Блэкли) - алкоголичка.

Там вообще в США "весёлая" жизнь: школьники вовсю ведут беспорядочную половую жизнь, семьи не полные, а мамаши их то алкоголики, то проститутки.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Роб утверждает что он не убивал Тину. Тем временем, теперь Нэнси подвергается террору во снах с обожжённым уродом в полосатом свитере и старой шляпе. Сначала она засыпает на уроке в классе (мило, правда?) и с криком вскакивает из-за некоего подобия парты. Потом она засыпает, лёжа в ванной, и подвергается новому нападению. А тем временем во сне убивают Роба, хотя на деле всё выглядит так, что он сам повесился на простыне в тюремной камере.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Мама Нэнси решает отвезти её в клинику расстройств сна. Самое смешное, что специалист этой клинике на вопрос Мардж: "Так что же такое сны?", отвечает ей буквально: "А хрен его знает". Отличные специалисты и отличная клиника.

Именно там, во время искусственного погружения в сон, Нэнси снова оказывается в кошмаре, из которого возвращается с седой прядью волос и со шляпой таинственного урода в руках. Её она вытащила из сна. Тогда у неё рождается новый план... Забавно, но специалисты клиники хотели её ввести снотворное для успокоения. "Добрые" ребята.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Нэнси теперь знает имя маньяка из снов. Оно написано на самой шляпе. Его зовут Фред Крюгер. Об этом она рассказывает матери и той ничего не остаётся как признаться, что в своё время в их районе орудовал маньяк, которые убил человек двадцать детей. Суд его оправдал, поскольку явных улик не нашли и тогда родители, проживающие на улице Вязов, собрались, выследили и наказали Крюгера, спалив его заживо. Вот такой вот обезображенный огнём он теперь и является несчастным детишкам с улицы Вязов. А мамаша Нэнси ещё и от большого ума хранит перчатки маньяка в подвале их дома. Не, ну она как там вообще?

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Глуповатый парень Нэнси, которого играет девочка-ромашечка Джонни Депп, продолжает ей не верить. На кой нужен такой дурень? В итоге, в очередной раз предав доверие своей девушки, он засыпает у себя на кровати и вскоре к нему заглядывает на огонёк Фредди. Глен стал главным событием фильма, когда его засосало прямо в кровать, а потом его выплюнули оттуда с десятками литров крови. И где в него столько поместилось?

Тогда Нэнси решает привести свой план в действие сама. Больше рассчитывать не на кого. Она просит отца заглянуть к ним домой (Глен жил в доме напротив, а сейчас там было полно полиции, отскребающей Глена со стен и потолка) через двадцать минут во что бы то ни стало.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Папаша конечно пропускает всё мимо ушей. Нэнси устраивает кучу ловушек в доме, после чего ложится и засыпает. Сон её начинается в очередной раз как по заказу - прямо у неё в комнате. Она как бы встаёт и идёт по свои делам. В данном случае - ищет Крюгера. Фредди приходит лишь на исходе. Обычно он не заставлял себя ждать. Нэнси удаётся вцепиться в него и со звонком будильника, который прозвонил через двадцать минут, она просыпается. Начинается беготня от Фредди уже в реальном времени.

Её удаётся поджечь его в подвале и позвал папу, который всё-таки прибежал. Но Крюгер тем временем поднялся наверх и, продолжая гореть, залез на спящую Мардж и начал её душить. Зачем, если есть ножи на пальцах? Отец Нэнси бросил покрывало, чтобы потушить обоих, а после того как снял его, то никакого Фредди не было, а Мардж утащило куда-то в кровать, не оставив и следа.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Крики Нэнси "Мама! Мама!" не возымели успеха. Её отец был в растерянности. Он такое увидел впервые и не знал как это объяснить. Спешно он удалился и Нэнси осталась в спальне матери одна. Тут Фредди появляется снова и начинает её стращать. Но девушка посылает его подальше, понимая что своим страхом жертвы только и делают Крюгера сильнее. Офигев от такой наглости, Фредди просто растворился. А Нэнси говорит, мол, хочу чтобы мама была жива и не пила, чтобы друзья были живы... В общем, губу раскатала...

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Следующая сцена. Финальная. Нэнси выходит из дома. На улице яркий солнечный свет наступившего утра. Следом выходит мама, абсолютно трезвая и приветливая. "Ах, скоро лето кончится! Ах, последние летние денёчки!" Вот подъезжает тачка с её друзьями: Глен, Тина и Роб. Нэнси радостно влезает в машину и тут их кабриолетик накрывает полосатая красно-зелёная крыша, как свитер Крюгера. Окна наглухо закрываются и тачка трогается с места, вопреки воли Глена. Последнее что Нэнси могла увидеть, это как её маму Крюгер втаскивает через маленькое дверное окошечко внутрь дома. Наверняка чтобы снова с ней выпить и порезвиться. Конец.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Бред? Конечно бред. Это был и первый фильм для меня, который не имел хоть какого-то подобия логичной концовки. Тем более что вторая часть и все последующие были ещё хуже и никакой связи друг с другом не имели. Мы, помню, надеялись, что посмотреть вторую часть поймём что же случилось в конце первого фильма. Но куда там.

Так что фильм ценен разве что тем, что был одним из первых фильмов ужасов, которые я увидел (два других - "Пятница, 13-е. 3 часть" и "Рассвет мертвецов"). Уже через год-два мы уже смеялись над Крюгером и глупыми страшилками. А ведь можно было добавить в историю смысл и тогда быть может Фредди и вошёл бы в историю кинематографа.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Фильм был вдохновлён несколькими газетными статьями, напечатанными в "Los Angeles Times" в 1970-х годах о беженцах-хмонгах, которые после бегства в Соединенные Штаты из-за войны и геноцида в Лаосе, Камбодже и Вьетнаме страдали от тревожных ночных кошмаров и отказывались спать. Вскоре после этого некоторые мужчины умерли во сне. Медицинские власти назвали это явление азиатским синдромом смерти. Этим заболеванием страдали мужчины в возрасте от 19 до 57 лет, и считалось, что это синдром внезапной необъяснимой смерти или синдром Бругады, или и то и другое вместе.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Первоначально предполагалось, что Фред Крюгер будет растлителем малолетних, но Крейвен в конце концов охарактеризовал его как детоубийцу, чтобы избежать обвинений в использовании ряда широко разрекламированных случаев растления малолетних, которые произошли в Калифорнии примерно во время производства фильма.

По словам Крейвена, его собственный подростковый опыт привел его к имени Фредди Крюгер: в школе над ним издевался парень по имени Фред Крюгер. Тем самым он изрядно популяризировал того чувака, что пинал его в детстве.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Крейвен решил сделать свитер Крюгера красно-зеленым после прочтения статьи в Scientific American 1982 года, в которой говорилось, что эти два цвета являются наиболее конфликтующими цветами для сетчатки человека. Сочетание действительно противное. Может поэтому мне никогда не нравилась форма футбольного клуба "Локомотив" (Москва).

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Крейвен стремился сделать Крюгера непохожим на других злодеев из фильмов ужасов той эпохи. Ну это у него получилось. Уэс Крейвен начал писать сценарий для "Кошмара на улице вязов" примерно в 1981 году, после того, как закончил производство проходного фильма "Болотная тварь" (1982). Он представил его нескольким студиям, но каждая из них отклонила его по разным причинам. "Walt Disney", "Paramount", "Universal" - все отфутболили Крейвена.

Наконец, молодая и независимая корпорация New Line Cinema, которая до этого момента занималась только дистрибуцией фильмов, согласилась продюсировать фильм.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

На роль Крюгера поначалу искали высоченного здоровяка, но вскоре стало понятно что это ошибочный путь. Ужас наводит нечто иное чем физические размеры.

Джонни Деппа выбрали на роль Глена дочери Уэса Крейвена по фотоснимку. Ну смазливая мордашка на тот момент помогла таким странным образом. А способствовал его появлению и Николас Кейдж, который привёл Джонни к своему агенту Анетт Бенсон, которая и набирала актёров в фильм. Вообще эту роль должен был сыграть Чарли Шин, но он сам отказался, потому что персонаж Крюгера ему показался смешным и нелепым. Позже он признался в своей ошибке.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Основные съёмки начались 11 июня 1984 года и продолжались в общей сложности 32 дня в Лос-Анджелесе, Калифорния, и его окрестностях.

Во время съёмок для создания спецэффектов было использовано более 500 галлонов поддельной крови.

Хесус Гарсия, значащийся в титрах под псевдонимом "Ник Корри", на момент съёмок был бездомным и нариком-героинщиков. В сцене своей смерти он был под кайфом. Сейчас он даже вроде как продюсер, хотя все прекрасно знают, что бывших нариков, тем более героинщиков, не бывает.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Крейвен изначально планировал, что у фильма будет более запоминающийся финал: Нэнси убивает Крюгера, перестав в него верить, затем просыпается и обнаруживает, что всё, что произошло в фильме, было затянувшимся кошмаром. Однако лидер New Line Роберт Шей потребовал необычной концовки, в которой Крюгер исчезает и всё кажется сном, только для того, чтобы зрители обнаружили, что это был сон во сне. Как мы знаем Роберт Шей оказался болваном, потому что концовка вышла провальной.

По словам Крейвена:

В оригинальной концовке сценария Нэнси выходит за дверь. День необычно облачный и туманный. Подъезжает машина с её мертвыми друзьями. Она вздрагивает, садится в машину, недоумевая, что, чёрт возьми, происходит, и они уезжают в туман, а мать остаётся стоять на пороге, и всё. Он был очень коротким и наводил на мысль, что, возможно, жизнь тоже похожа на сон. А Шей хотел, чтобы Фредди Крюгер вёл машину, а дети кричали. Всё это стало очень негативным. Я почувствовал философское напряжение в своей концовке. Шей сказал: "Это так похоже на 60-е, это глупо". Я отказался сажать Фредди за руль, и мы придумали примерно пять разных концовок. Тот, который мы использовали, когда Фредди тащил мать через дверное окошечко, так позабавил нас всех, что мы не могли не использовать его.

Ну и в итоге получился бред. Туман, кстати, так и не смогли сделать. По мне, изначальная концовка самого Уэса, мне ближе. Действительно, жизнь сама похожа на сон. Порой кошмарный. А так получилась пародия на ужасы. Так что повторюсь, Роберт Шей - болван.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Текст зловещей песни-считалочки Фредди основана на песне "Раз, два, застегни мой ботинок", написанная ещё в XVIII веке.

В 2010 году сняли ремейк, которым хотели начать всё заново, но как и с любым фильмом XXI века, у ребят ничего не получилось. Фильм провалился (от полного провала спасло лишь название-ностальгия) и получил негативные отклики. Я его видел тоже. Абсолютно бездарно и совершенно не страшно.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)
Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)