Периодически в новостях мелькают сообщения о том, что в той или иной стране возникла реальная или мнимая угроза радиоактивного загрязнения, и жители ринулись в аптеки, чтобы срочно закупиться препаратами на основе иодида калия. Дескать, это соединение "помогает нейтрализовать последствия радиационного отравления".
А у вас не возникал вопрос - почему, собственно, это вещество имеет такую репутацию? С какой стати иодиды (в данном случае - калия) могут бороться с радиацией?
Дело вот в чём. Во время техногенных катастроф на атомных объектах в окружающую среду попадает энное количество самых разных радиоактивных изотопов, бОльшую часть из которых составляют йод-131 и цезий-137. (Помимо этого там могут быть криптон-85, ксенон-131, дейтерий, тритий и пр.).
Из школьного курса биологии и химии мы знаем, что наша щитовидная железа вырабатывает гормон тироксин, в состав которого входит йод (правильнее, конечно, было бы говорить и писать "иод", поскольку название элемента происходит от древнегреческого ἰώδης - фиалковый, фиолетовый, ну да ладно).
Гормон этот участвует в обменных процессах и, соответственно, постоянно расходуется. А для того, чтобы щитовидная железа смогла синтезировать новые порции, необходимы поступления того самого химического элемента. Как вы помните, хронических недостаток гормона тироксина в детстве вызывает БОЛЕЗНЬ ФАГГЕ, или кретинизм, а чтобы хоть как-то компенсировать дефицит йода, щитовидка увеличивается в размере, наращивая объёмы производства, что приводит к образованию зоба. Но это так, частности.
Йода в окружающей природе, на самом деле, не так много, точнее, он в минимальных количествах в виде естественных йодорганических соединений он содержится в самых разных продуктах - в курице, говяжьей печени, яйцах, рыбе и моллюсках, в креветках, морских водорослях, молоке, сыре, йогурте, ФЕЙХОА, яблоках, вишне и пр. Но там, где его в принципе мало, окружающие организмы (не только люди, кстати) начинают от этого страдать. Решение проблемы человечество нашло в виде использования йодированной соли (обычного NaCl с добавкой KI или KIO3, как вариант - NaI или NaIO3), поскольку пищу мы всё равно солим, а значит, и постоянно поставляем в организм этот элемент.
А теперь представьте, что в окружающей среде концентрация того самого радиоактивного йода-131 внезапно резко выросла. Напомню, что в 2011 году, сразу после аварии на атомной станции в японской Фукусиме, содержание этого изотопа в морской воде превысило норму в 147 раз. Разумеется, наш организм, получая его в огромных количествах с водой и пищей, начинает встраивать изотоп в состав тироксина. А поскольку концентрация гормона в человеческом теле выше всего именно в щитовидной железе, постоянное радиоактивное воздействие на этот орган, рано или поздно, приведёт к онкологии. По статистике в той же Японии после аварии резко возросло количество случаев возникновения рака щитовидной железы.
И теперь - самое главное. Оказывается, суть ЭФФЕКТА ВОЛЬФА - ЧАЙКОФФА в том, что если начать принимать препараты йода (тот же самый иодид калия) в больших количествах, щитовидная железа прекращает так называемую органификацию (йодирование тиреоглобулина) в щитовидной железе. Грубо говоря, это приводит к тому, что орган на некоторое время "отключается" и перестаёт вообще принимать любой йод. Что очень важно, ибо йод этот может быть радиоактивным. Собственно, именно это и имеется в виду, когда говорят про необходимость пить иодид калия в условиях повышенной опасности радиоактивного загрязнения.
Но, как вы догадываетесь, речь идёт о защите только от йода-131, а вот от цезия-137, увы, это не защищает.
Разумеется, я вовсе не призываю вас всех заниматься самолечением и, поддаваясь общей панике, пить йод, если вдруг показалось, что где-то взорвалась атомная электростанция. Только врач может, определить, нужно ли это делать, когда начинать и какую дозировку использовать. Иначе можно только навредить.
Тем более, что существут ещё один очень важный момент. ЭФФЕКТ ВОЛЬФА - ЧАЙКОФФА длится недолго, не более 10 дней, после чего щитовидная железа вновь возобновляет свою деятельность (это не касается людей с аутоимунными заболеваниями этого органа - БАЗЕДОВОЙ БОЛЕЗНЬЮ, БОЛЕЗНЬЮ ГРЕЙВЗА и пр., у них эффект может наблюдаться гораздо дольше).
А у здоровых граждан после полутора недель подобной терапии наблюдается так называемый "феномен побега" - то есть опять начинается нормальная органификация йода.
Помимо защиты от радиоактивных изотопов (конкретно йода-131), ЭФФЕКТ ВОЛЬФА - ЧАЙКОФФА использовался при лечении гипертиреоза (повышенной функции щитовидной железы).
Авторитетный источник "Stedman's Medical Eponyms" утверждает, что в состав эпонима входит фамилия Луиса Вольфа (14 апреля 1898 - 28 января 1972) - американского кардиолога, который родился в Бостоне, учился в Массачусетском технологическом институте по специальности "биология и общественное здравоохранение", затем закончил Гарвардскую медицинскую школу, стажировался в Массачусетской больнице общего профиля и работал заведующим электрокардиографической лабораторией в больнице Бет Израэль, Бостон. А потом ещё и стал президентом Сердечно-сосудистого общества Новой Англии.
Однако всезнающая Википедия утверждает, мол, это другой Вольф, а того, который правильный, зовут Dr. J. Jan Wolf. Правда, она не даёт о нём никакой информации.
И это, пожалуй, тот самый случай, когда авторитетный непогрешимая книга про медицинские эпонимы ошибается, ибо на онкологическом сайте https://oncohemakey.com/wolff-and-israel-l-chaikoff/ написано вот что.
Доктор Ян Вольф родился в Германии 25 апреля 1925, но когда Гитлер пришел к власти, был вынужден ещё в детстве переехать в Голландию, ибо его отец был евреем. Потом семья уплыла в Сан-Франциско, США.
Благодаря школьному учителю химии, Вольф заинтересовался этим предметом и научными исследованиями, поступил в Калифорнийский университет в Беркли, на специализацию по химии и биохимии. Там он стал бакалавром, затем магистром и доктором физиологии.
В лаборатории доктора Чайкоффа ему предложили очень хорошую, по тем временам, зарплату - 100 долларов в месяц. Немалая сумма, если учесть, что плата за обучение составляла 25 долларов США за семестр. Здесь Вольф проработал 4 года. И именно здесь они вместе сделали то самое открытие, названное в из честь.
(К слову, они использовали не чистый иодид калия, а РАСТВОР ЛЮГОЛЯ - смесь раствора йода с иодидом калия.)
Однако, как сообщает источник, отношения этих учёных были сложными, ибо Чайкофф был очень требовательным, и вместе им приходилось очень нелегко. Однако страсть и напористость Чайкоффа были заразительными и привели Вольфа к совершенству в начале его карьеры.
После учебы в Калифорнийском университете в Беркли Вольф поступил в медицинскую школу в Гарварде, затем прошел медицинскую интернатуру в Массачусетской больнице общего профиля. Но потом его снова потянуло к фундаментальным научным исследованиям, и он поступил на работу в Национальный институт здравоохранения.
К исследованиям Вольфа до сих пор часто обращаются, когда обсуждают использование йода в случае ядерных аварий. Его опыт был востребован после испытаний водородной бомбы на Маршалловых островах в 1950-х годах и после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Доктор Израэль Лайон Чайкофф (2 июля 1902– 25 января 1966) - канадско–американский физиолог и биохимик.
Родился в Лондоне, Англия. Его тоже в детстве перевезли в Америку, только не в США, а в Канаду. Учился в Университете Торонто, затем преподавал на физиологическом факультете Калифорнийского университета в Беркли.
Чайкофф занимался исследованиями физиологической биохимии транспорта крови, участвующей в метаболизме липидов и углеводов, а также метаболических нарушений, связанных с диабетом и сосудистыми заболеваниями.
Его упорство оказалось очень плодотворным. К концу своей карьеры доктор Чайкофф опубликовал более 400 публикаций. Он также был пионером в использовании радиоактивных изотопов в исследованиях, включая йод-131 в метаболизме и заболеваниях щитовидной железы, фосфор-32 в метаболизме фосфолипидной мембраны и углерод-14 в изучении стеатоза печени. Также он внес значительный вклад в изучение гормонов надпочечников, метаболизма жирных кислот и синтеза холестерина.
Чайкофф страдал тяжелой формой астмы. Но, несмотря на свое состояние, продолжал читать лекции, наставлять своих аспирантов и проводить исследования мирового уровня. Это состояние также не помешало ему раз в месяц наслаждаться одним из его самых любимых блюд - спагетти с песто, несмотря на легкую реакцию, которая неизбежно последовала бы.
Умер он тоже от астмы.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!