Мутируя в сложный биомеханизм эволюция заставила человека делиться сигналами при помощи специального звукового генератора - голосовой аппарат. Он является совокупностью органов участвующих в голосообразовании: легких, резонаторов и излучателей звука.
Голос человека относят к духовому типу инструментов, так как звук образуется за счет воздуха. Благодаря разнообразию на палитре созвучий и ритмики природа обучила человека не просто изъясняться, но и петь ради удовольствия.
Складывая информацию из абстрактного потока в мелодии, тело осуществляет красочное сочетание программных операций по нейронной сети. Производя их невероятное количество почти моментально, процесс не может не удивить четкостью исполнения и качеством зависимой от воли исполнителя.
Разберём же.
Проходя через голосовую щель, воздух создает колебательный процесс голосовой складки, что производит звук. Артикуляция создает фонацию ( совместная работа органов речи и гортани ).
Прежде чем зародится звук в горле, в вашем неокортексе возникнет образ, дающий импульс телу возобновить состояние сообразное обстановке или требуемой обстановке вокруг, буквально возобновить состав биохимического коктейля в организме по щелчку. Для этого мозг посылает указ разведать температуру снаружи, влажность, запас воздуха. Вы могли замечать, как вбираете воздух прежде чем что то сказать, делая смачивающий глоток, слегка откашлявшись, что б быть готовым произвести звук.
Также в мозг поступают информация акустической обстановки - он анализирует пространство, громкости шумов, возможно тактильные раздражители, информация об освещении и чувствительности к свету, к собеседнику, зрителю, слушателю...
Мы выбираем главную мысль которую с помощью центра Вернике понесем над фразой, предварительно бережно подготовленным центром Брока.
Сложить буквы это один его процесс а второй, это контроль положения гортани в пространстве, мышечная память звуков, контроль динамики и экспрессии в артикуляции.
Артикуляционный аппарат в свою очередь должен быть готово к передаче высокоскоростных импульсов, складывающие на ходу звук, сочетание звуков в букву, из букв в слова, слова в предложения, предложение ведется главной сутью, идеей, мыслью.
Зона Брока помогает запоминать звукозапас моторными образами слов т.е. мышечной памятью и когда мы слышим чужую речь, то наше тело дешифрует этот сигнал как вариацию своего собственного образа произнесения, такое восприятие помогает распознавать и понимать речь с закрытыми глазами не видя чужой моторики, минуя каждый раз заново привычный принцип «обезьяна видит обезьяна делает».
Затем, обращаясь к теменной коре головного мозга, где расположена соматосенсорная часть и память запланированных движений, положения частей тела и объектов в пространстве относительно друг друга, тело определяет последующую реакцию на звуковой сигнал - предоставляет угрозу или нет, надо бежать или постоять послушать дальше.
Информация обработанная в слуховом анализаторе отправляется в зону Вернике, что бы отобрать из общего звука буквы.
Примечая, что сенсорный центр Вернике «слышит» по разному, опытный вокалист, знает какое ухо прикрывать, если он хочет более детально прочувствовать: музыкальную наполненность или словосодержательную часть композиции. Так тональные звуки соотносится к восприятию левого уха, в то время как правое более различает сам текст, слова и смысл. Обращаясь к зрительной коре он выстраивает свой абстрактный мир ассоциаций и образов.
Вообще центры речевого аппарата, в частности голосовая складка, центры Брока и Вернике всегда связаны между собой и никогда не дремлют. Голосовая складка работает всегда когда есть звуки извне или речь. Напрягается ухо, напрягается и складка.
И вот, ЦНС определило первый тон и направление интонации во время вашего выражения. Задан темп, состояние набор нужного количества воздуха, смыкание связок, нужное давление на связки, контроль - вы звучите.
Мозг поэтому очень жадный на энергию потому как выражение через речь или пение очень трудоемкий процесс. Манифестировать себя это квантовые скорости и мощности.
Звукоизвлечением управляют:
Ротовая полость, губы, зубы, мягкое небо, твердое небо, язык (наш артикуляционный аппарат), глотка, гортань, голосовая складка, а царица над этим всем ЦНС ( центральная нервная система ). рисунок поможет детальней ощутить, при близком рассмотрении, отверстия которыми мы дышим (носовая, ротоглоточное) и которыми мы едим.
Гортань - генератор звука
Глотка
Для артикуляции и мимики артиста критично правильное положение шеи , не вредящее состоянию нервных ветвей. Длительный стресс вызывает мышечные зажимы, что нарушает питание тканей и проводимость нервных сигналов.
Голосовая складка и гортань
Резонаторы
От лат. resono «откликаюсь».
Простыми словами это отражение акустической волны и наложение её на исходную, что приводит к усилению звука. Все мы встречали эффект на лестничной клетке, где любой шорох усиливается, не говоря уже о песнях в подъезде, ну кто из нас не пробовал петь в ванной. А крикнуть в большой керамический горшок?… Отражение звука во внешней среде помогает сориентироваться вокалисту преумножая все детали его звукоизвлечения словно через лупу. Внутри нас, в нашем теле так же имеются резонаторы - черепная коробка, полость носа, трахеи, легкие, пазухи, ротовая полость. Во время звукоизвлечения резонируют все человеческое теле от макушки до области таза. Но основными выделяют для удобства два резонатора: головной и грудной.
Именно их и следует раззвучивать, т.е .освободить от лишних мышечных зажимов, крадущих силу звука и стоит помнить, что лишь 20% от общего резонанса выходит за границы тела, в то время как оставшиеся 80% будут растряхивать вибрациями наш организм, что является весьма полезным массажем для внутренних органов.
Пазухи
Стоит обратить внимание в каком состоянии пазухи носа. Резонно, что при заложенности носа ни о каком красивом звуке нет и речи. Поэтому важно всегда следить за слизистой и микрофлорой организма в целом, В принципе наш иммунитет очень во многом зависит от пазух носа, где в первую очередь будет откладываться вредоносные отбросы от микроорганизмов в виде гноя, , его интоксикация будет спускаться по слизистой вниз, так что знайте, как бы вы не очищали и оздоравливали кишечник, надо заниматься вопросом в комплексе.
Сутра-нети - одна из практик йогических чисток. Она позволяет удалить из носа как застарелые, присохшие слизистые наслоения включая пыль и другие вредоносные частицы которые мы вдыхаем ежедневно, так же она способна снять раздражение, успокаивая сознание, победить аллергические реакции, снять напряжение лица, разрешить проблему бессонницы ночью и сонливости днем, подарить хорошее настроение и конечно же здоровье.
! Как и любую манипуляцию со здоровьем стоит проводить под присмотром врача и опытного специалиста практики!
Дыхательный аппарат
Легкие снабжают организм кислородом и отвечают за газообмен, вдыхая кислород мы выдыхаем углекислый газ. Каждую минуту мы делаем около 17 вдохов, каждый час около 1000, 24 тысячи в сутки, 9 млн. в год. Чем быстрее дыхание тем быстрее метаболизм, старение и износ организма, поэтому так важно сбалансировать этот процесс для долголетия.
Это очень большая тема поэтому оставляю к вашему вниманию этот драгоценный фильм - «5 тайн дыхания»
Йогическая практика Пранаямы, что буквально переводится как контроль и остановка дыхания, наделяет способностью очистить тонкие тела и наполниться жизненной энергией.
Отдельно хотелось бы выделить Диафрагму, управление которой чрезвычайно важно для вокалиста и любого практикующего. Матерьял о ней вы найдете в статье по ссылке https://vk.com/@vocalanatomy?z=article_edit-28731428_77876
Звукообразование
Это взаимодействие процессов дыхательной системы, артикуляционного аппарата с работой гортани.
Наилучшие условия для создания фонации и создания большой интенсивности звука возникает тогда, когда в надсвязочном пространстве возникает значительное сопротивление порциям воздуха, прорывающимся в надсвязочное пространство, во время периодического раскрытия голосовой щели. Общее сопротивление или противодавление, создаваемое ротоглоточным рупором, его формой, различными сужениями, а так же колеблющимся в нем столбом воздуха называется импедансом.
В вокальной технике по Р. Юссону рассматривается три типа импеданса:
Сильный, промежуточный и слабый. Но в этой статье мы уделим особое внимание лишь сильному, так как остальными двумя вам будет понятно исходя из их названия.
Итак, сильный импеданс:
- Очень большая активность брюшного пресса
- Вибрационные ощущения в груди на всех нотах ( частотах )
- Отсутсвие ощущений на уровне гортани, кроме рассеянных, имеющих приятный характер.
- Очень яркие ротоглоточные ощущения, особенно в переднем участке неба
- Телесные ощущения отсутствуют или очень слабые
- Ощущение индивидуальной направленности звука всегда нёбно- горизонтальны на всех частотах.
Ссылка на эту статью: