Советская комедия «Джентльмены удачи» стала не просто веселым, а культовым кино, разошедшимся на цитаты в народ сразу же после своего выхода в 1972 году.
Режиссер картины А. Серый и авторы сценария Г. Данелия и В. Токарева сняли не стареющий комедийно — приключенческий фильм с ярчайшими советскими актерами: Е. Леоновым, Г. Вициным, С. Крамаровым, Р. Муратовым, Э. Гариным, Н. Фатеевой, О. Видовым, Н. Олялиным, Л. Соколовой, П. Шпринфельдом, А. Папановым, А. Ваниным, З. Васильковой, Н. Воробьевой., А. Лебедевым, Л. Любомудровой, Е. Трошкиной, Г. Микеладзе, Р. Филипповым.
Сценаристы писали не просто веселый сценарий к картине, они помогали своему коллеге — режиссеру вернуться в жизнь, после того как он освободился из тюрьмы. При этом главным на съемочной площадке был Данелия, без его одобрения не монтировалась ни одна сцена.
По сюжету — из колонии сбегает опасный рецидивист, который до этого украл и где — то спрятал важнейший историко-археологический экспонат. Его подельники не знают об этом и не помнят, куда их главарь прятал вещь.
Чтобы помочь найти милиции пропажу, подключают воспитателя детского садика, который как брат-близнец похож на главаря бандитов. Но чтобы его появление казалось правдоподобным, его подсаживают в камеру к подельникам и организуют побег всей шайки. Героев ждут увлекательные приключения, а зрителя море смеха и удовольствия.
Песню в картине за Г. Микеладзе пела Л. Мондрус. Слова песни В. Лугового, музыка Г. Гладкого. Также в картине был задействован Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР. Он исполнял песню «Белые снежинки кружатся с утра».
На главную роль претендовала масса известных актеров: Л. Дуров, Р. Рудин, В. Сергачев, но ее отдали Г. Вицыну.
На роль Алибабаевича пробовались: Ф. Мкртчян, В. Этуш, И. Рутберг, Б. Цкуладзе, но лучше всех с ней справился Р. Муратов.
Главную роль Доцента сразу писали под Е. Леонова, хотя пробы проходили такие актеры как: А. Миронов, Ю. Никулин, Р. Быков. Но Миронов ушел сниматься в «Достояние республики», а Быков в «Корону Российской империи». Леонов не сразу вжился в образ. Для этого ему потребовалось посещать Бутырскую тюрьму и смотреть за заключенными.
Картину снимали в Москве и в Самарканде, также на дачах в Серебряном Бору и на реке Македонке.
Крамарову в сцене с питьем шампуня действительно пришлось набрать в рот шампунь. Химическую замену просто не нашли.
Натирание друг-друга снегом на даче было экспромтом, который полностью вошел в картину.
Верблюда Васю искали по всему Самарканду, где, как оказалось вообще не было верблюдов. Нашли его в зоопарке. При этом актер ничем не смог разозлить животное и тот плевать в Крамарова не хотел наотрез. Пришлось делать монтаж, где вместо верблюжьей слюны в актера кидали вспененный шампунь.
Для съемок поездки внутри цементовоза использовали и пивные дрожжи, и манную кашу, которую подкрашивали краской, и хлебную закваску, подкрашенную луковой эссенцией. В этом растворе больше всего понравилось сниматься Г. Вицыну, потому что в составе было множество целебных трав, а актер был заядлым поклонником йоги и травником.
Первоначальное название у картины было «Рецидивист», но кино с таким названием не могло бы быть комедийным и выйти в СССР.
Картину принимала перед выпуском не только комиссия по цензуре, но и лично министр внутренних дел Н. Щелоков, которому она очень понравилась. А еще ее показали Л. Брежневу, и вот уже он распорядился пропустить картину в показ, несмотря на обилие тюремного жаргона.
Картину очень радостно встретила публика и ее стали показывать на большинство советских праздников, а особенно на Новый год. Но во критика ужасно разнесла фильм после первого показа. Больше всех над картиной издевался С. Михалков. Но это никак не повлияло на прокаты и картина до сих пор смотрится так, как будто снималась вчера.