Кинопоиск опросил 200 человек: кинокритики, режиссеры, продюсеры, сценаристы, актеры, ведущие подкастов. Они попросили их составить топ-10 лучших фильмов XXI века.
Далее — подсчеты. Условно, если фильм получил 1 место — 10 баллов. Если 10 — 1 балл. То есть чем чаще фильм упоминался, и чем выше стоял — тем выше оказывался в итоговом топе.
Получилось довольно объективно, вот топ-10:
10 место: «Однажды в... Голливуде», Квентин Тарантино
Среди массовых зрителей эта работа отклика не нашла — видно по оценке. Но ценители кино и самого Тарантино довольно быстро поняли, что режиссер снял, возможно, лучший свой фильм.
Спойлер: выше его фильмов больше не будет.
Причины ясны — главный фанат кино среди режиссеров снял фильм, посвященный кино и любимой эпохе. Актерские работы, игра с реальностью и атмосфера. Действительно выдающаяся работа мастера, в котором ему удалось воплотить свою профессиональную мечту. А это уже близко к чуду.
9 место: «Начало», Кристофер Нолан
Этот фильм — вечный претендент на лучший фильм в истории. Естественно, определить его не удастся никогда, но одно ясно точно — «Начало» будет бороться. Почему?
Ставшая фирменным знаком Нолана игра с пространством и временем нашла ту границу, когда ей удается не перетягивать на себя внимание и обеспечивать сеттинг для глубоких размышлений: о соотношении реальности и субъективного восприятия, в конце концов — любви и семье.
И, понятное дело, в этом списке подобное можно говорить о каждом фильме. Но. Актерские работы, сами понимаете — слона прятать не буду.
Авторский блокбастер, которому удалось переплюнуть «Темного рыцаря» в своей авторскости и блокбастерности.
8 место: «Безумный Макс: Дорога ярости», Джордж Миллер
Задорное шоу в мире, который смеется над человечностью и заставляет получать удовольствие от ужасных вещей. Он обнажает проблемы, говорить о которых не хочется, оставаясь отменной развлекаловкой.
Еще один постоянный гость подобных списков.
7 место: «Вечное сияние чистого разума», Мишель Гондри
Научно-фантастическая драма с уникальной структурой, метафорическими образами, вычурно интересными персонажами и рассуждением о любви. Видимо, настолько сильно ударившая в сердца миллионов работа, что теперь ей вечно суждено оказываться на верхушке различных списков.
Это трогательное и заботливое кино, в котором главным героем становится человек. Я и вы.
6 место: «Старикам тут не место», Итан и Джоэл Коэны
К сожалению, вы читаете статью кино-быдла, потому что и этот фильм я не смотрел (дальше — хуже). Обещаю наверстать, и позволю себе украсть слова Сони Бессоновой, которая писала текст для этого фильма в топе Кинопоиска: Фильм, встряхнувший карьеру Джоэла и Итана Коэнов, которые в последние годы, скажем так, не блистали. В новой реальности хороших парней ждет могила или в лучшем случае пенсия, а об остальном приходится только мечтать.
5 место: «Аватар», Джеймс Кэмерон
Помимо всеобщего признания важности фильм для индустрии, графики, проката и возможностей кино, в последнее время он обрел новую значимость: еще в 2009 Кэмерон поднимал проблемы колониализма и экологии, с которыми мы ударились лбами только сейчас.
4 место: «Догвилль», Ларс фон триер
К сожалению, мне вновь нечего сказать, поэтому обращусь к обозревателю. Уже к счастью, свое мнение о фильмы высказал Антон Долин: «Не кино — настоящий кинороман, соединяющий черты кубриковского перфекционизма с брехтианской условностью, приправленной иронической панк-аранжировкой в духе «Догмы 95». Но это форма. На уровне же содержания нет точнее произведения о механизмах массового помешательства и индивидуальной вине, а также ответственности».
3 место: «Унесенные призраками», Хаяо Миядзаки
Думаю, что не посмотреть «Догвилль» — это еще понятно, но мимо меня прошли даже «Унесенные призраками». Но его место в списке понятно даже мне: гигантское влияние на культуру всей планеты, постоянное цитирование и неповторимый стиль художника (другие проекты Миядзаки я все же видел).
И это не считая смысловой нагрузки.
2 место: «Малхолланд драйв», Дэвид Линч
Я же говорил, что будет только хуже — этот фильм я тоже еще не осилил (как и первое место). Линч же — один из главных художников-кинематографистов, понимающий искусство особенным образом. И мало того — понимающий — способный воплотить в реальность ощущения, переживания и чувства, ни сказав ни слова.
Этот человек (опять же — другие фильмы я смотрел) научился добавлять в фильмы секретный ингредиент, заставляющий терять ощущение искусственности происходящего.
1 место: «Нефть», Пол Томас Андерсон
Вновь обратимся к цитате человека, который говорил о фильме для списка. Клим Шипенко, режиссер: «Это мой самый любимый режиссер из ныне живущих и, безусловно, один из самых важных режиссеров XXI века. Мало фильмов можно сравнить с «Гражданином Кейном», но «Нефть» по мощи высказывания определенно в этом ряду. Взять хотя бы тему богоборчества! Это потрясающе сделано по всем кинодепартаментам. И, конечно, актерская игра за гранью гениальности — не только Дэниэла Дэй-Льюиса, но и остального каста».
Спасибо за внимание. Забавно, что недавно мы смотрели аналогичный список по лучшим научно-фантастическим фильмам, и многие проекты оттуда появились и здесь. Конкуренция со всеми остальными жанрами не помешала. Вот эта статья.
Подписывайтесь на канал