Найти тему

Советские плавающие танки в Великой Отечественной войне

Сразу два моих постоянных читателя попросили меня рассказать о том, как использовались советские плавающие танки в Великой Отечественной войне. Хотя у меня уже были отдельные статьи, но я решил, что лишний раз повторить не помешает.

Как известно, Советский Союз к началу Второй Мировой войны обладал самым большим в мире парком плавающих танков — на 1-е июня их было в РККА 3582 штуки. Другое дело, что их предназначение не всем понятно, и некоторые впечатлительные товарищи увидели даже в наличие на вооружении РККА множества такого класса машин, как однозначный признак готовящейся агрессии. На самом деле малые плавающие танки — так они официально именовались в РККА, предназначались для разведки и поддержки пехоты на поле боя (про второе, как-то забывают). В СССР считали, что разведывательные машины должны обязательно плавать, но вот плавающих бронеавтомобилей и прочей техники, способной своим ходом преодолевать небольшие водоёмы, так и не получилось создать. Танков же сделали во множестве и все они были распределены по разведывательным батальонам стрелковых дивизий.

Их распределённость привела к тому, что описаний об их боевой деятельности практически не осталась, в большинстве отчётов их просто не считали. Погибли они быстро, слабая бронезащита не спасала от противотанковых пушек и противотанковых ружей Вермахта. И к концу 1941 года танки Т-37 и Т-38 уже крайне редко встречаются в сводках, равно как и сменившие их Т-40. Тем более, что последние после начала войны уже выпускались без возможности плавать.

Однако, встретить эти машины было можно и в 1942 году. Например, в ходе операции «Марс» 3-я гвардейская мотострелковая дивизия имела в своём составе 22 танка — 2 Т-30, 10 Т-37 и 10 Т-38, плюс 23 бронеавтомобиля, в том числе 13 БА-6, 10 БА-10, 9 БА-20 и 1 ФАИ.

Хотя танки Т-37 и Т-38 не рассматривались, как ударное средство при форсировании рек (во всяком случае я таких документов не встречал), оба случая их относительно массового применения связаны именно с этим.

-2

Первый случай приходится на очередную операцию по прорыву Блокады Ленинграда — в сентябре 1942 года. Было задействовано три танковых батальона — 48-й, 86-й и отдельный легко-танковый без номера.

Нам интереснее всего последний, в который собрали отовсюду 29 плавающих танков Т-37 и Т-38.

Очень интересно было бы узнать, откуда их собрали. Я посмотрел данные по осени 1941 года, то есть за год до операции — на Ленинградском фронте было лишь 7 танков Т-38 в 21-й дивизии НКВД и ещё один на Ораниенбаумском плацдарме.

-3

История с плавающими танками обросла самыми невероятными легендами, которые можно легко найти в интернете. Но это интересно для детей, реально же известно не очень много подробностей.

26-го сентября началась переправа 1-й роты батальона, в количестве 10 машин. При подходе к воде один танк остановился из-за неисправности, ещё у двух слетели гусеницы. Остальные семь машин развёрнутой линией форсировали Неву. Один танк затонул, наткнувшись на предмет в воде, три машины были подбиты немцами на плаву и затонули. Экипажи подбитых машин пытались выплыть на свой берег, но удалось не всем, большая часть была расстреляна в воде. А воде в конце сентября ледяная. Три танка смогли выйти на левый берег Невы. Все переправившиеся танки были сразу подбиты, подробности не известны.

В документах 70-й стрелковой дивизии упоминается про переправу шести танков 26-го сентября, но речь идёт про те же самые машины, можно предположить, что посчитали и те три, которые не добрались до левого берега.

В современных описаниях операции обычно упоминается, что:

…за четыре последующих ночи удалось переправить 16 плавающих машин,

И встречаются рассказы, как они воевали. Однако, если просмотреть все сводки за последующие дни, где упоминается про танки всех трёх батальонов, то есть данные лишь о переправах Т-26 на паромах.

Упоминается про неизвестное числа плавающих танков на участке 86-й стрелковой дивизии, где эти машины было приказано использовать на берегу в качестве огневых точек. Но так как берег был слишком изрыт, то танки не смогли выйти на позицию. Есть упоминание и о том, как командир танкистов заявил, что танки на воде не опробованы и могут затонуть. В результате плавающие танки в боях на участке 86-й дивизии не участвовали совсем.

Судя по всему, попыткой переправить десять танков 26-го сентября всё их использование и исчерпывается. В документе, где содержаться выводы по итогам операции, говорится, что использованные в операции танки Т-37 и Т-38 не годятся для их боевого применения, так как имеют слишком тонкую броню и слишком слабое вооружение.

-4

Однако, к идее формировать реку плавающими танками вернулись ещё раз. На этот раз на реке Свирь летом 1944 года.

Использовать сохранившиеся на разных участках фронта плавающие танки в бою никто не пытался, и некоторое число их так и оставалось до самого конца войны. Тем более, что для разведки теперь в войсках появились отдельные моторизованные батальоны Особого Назначения, укомплектованные лендлизовскими амфибиями «Ford GPA», по сотне на батальон. В Свирской операции приняли участие два таких батальона: 275-й и 284-й. Так что даже в плане разведки у плавающих танков были серьёзные конкуренты.

Тем не менее на Карельском фронте малые танки собрали в 92-й отдельный танковый полк. В полку было четыре танковых роты, всего 40 танков: 13 Т-38 и 27 Т-37.

Про форсирование Свири написано много красивых историй, про плавающие танки тоже.

На деле же было следующее. 92-й танковый полк были придан 99-й гвардейской стрелковой дивизии, танки были поровну распределены между 297-м и 303-м стрелковыми полками. И вместе с дивизией форсировал Свирь 21-го июня.

Пишут, что полк форсировал Свирь с боем и при этом потерял шесть танков. Однако, данных о сопротивлении финских войск переправе упоминаний нет, два танка утонули из-за неисправностей. 23-го июня один танк подорвался на мине. После форсирования Свири полк находился в резерве, в боях участия не принимал, но машины постоянно ломались. В результате ему придали 7 танков Т-70 и самоходку СУ-76. В дальнейшем полку потерял ещё три танка Т-38 на минах.

Так что история получается довольно короткая. Стоит добавить, что кроме упомянутого 92-го полка в 7-й армии, полностью укомплектованного плавающими танками, в 32-й армии был 90-й танковый полк, весь состоящий из «раритетов», включая машины Т-38. В нём было к началу операции исправных 2 Т-28, 4 Т-26, 14 Т-30, 1 Т-60 и 1 Т-38, плюс в ремонте находились 1 Т-28, 4 Т-26, 1 Т-30 и 2 Т-38.

-5

Надо сказать, что в некоторых описаниях десантной операции на всем известную в советское время Малую землю, также упоминается про высадку танков в составе морского десанта. Однако, речь там идёт не про плавающие танки. Тем более, что Т-37, Т-38 и Т-40 вообще были непригодны для морского десанта, они плавать могли лишь по небольшим спокойным водоёмам. На Малую землю же высаживался 563-й отдельный танковый батальон, специально для операции перевооружённый на лёгкие американские танки «Стюарт» (в РККА именовались М-3л), их было 30 штук.

Крайне интересно, эти танки высаживали на необорудованное побережье с «болиндеров» — самоходных десантных барж, созданных специально для планируемой десантной операции адмирала Колчака на побережье Босфора.

Но в целом это совсем другая история. Хотя и интересная крайне. Пожалуй, порекомендую её вам почитать:

Создано у нас: забытая история «Красной Абхазии»