В сталинскую эпоху была издана книга под названием «Рассказы о русском первенстве». Книга редкая, но у меня она в детстве была. В этом труде было перечислено очень много достижений русской научной и технической мысли. Что-то из этого можно, конечно, и оспорить, но... трудно отрицать, что Россия во многом всё-таки была «впереди планеты всей».
Но кое-что авторы точно забыли, и я сейчас постараюсь исправить сей недочёт.
В Великой Отечественной войне советскому флоту пришлось не много повоевать, потому и известно о кораблях того времени не очень много. Из числа тех, что запоминались по советским книгам, была канонерская лодка «Красная Абхазия». Принимала участие в Керченско-Феодосийской операции, высаживала десант на «Малую Землю» (нынешнее поколение молодежи и не знают о чём это), участвовала в других операциях флота. Награждена орденом Красного Знамени. Было и ещё несколько канонерок с аналогичными названиями: «Красная Армения», «Красный Аджаристан» и «Красная Грузия». Упоминаются они реже, хотя эти три канонерки принимали участие ещё в обороне Одессы.
Но это всё лишь часть истории этих кораблей, о которой в советские времена обычно не упоминали. Лишь иногда говорилось, что созданы канонерки были не с нуля, а представляли собой переделанные гражданские пароходы, порой и упоминалось имя «Эльпидифор», которое часто перевирали на «Эльпифидор».
Но история их гораздо интереснее, и поскольку советская эпоха со всеми её «странностями», канула в Лету, сейчас мы вполне можем не просто знать, но и гордиться тем, что тогда умалчивали.
Своим появлением эти корабли обязаны планируемой в Первую Мировую войну Босфорской десантной операции. Сама операция заслуживает отдельной книги, ещё более толстой книги заслуживает сама история всех таких операций по захвату Проливов и Константинополя, а ранее ещё и Царьграда.
Про подробности готовящегося десанта я, пожалуй, и сам напишу, так что кто не хочет изучать вопрос сам, подпишитесь на канал и подождите.
Сейчас же сосредоточимся лишь на одной, но наиважнейшей составляющей.
Как легко понять, успех такой операции невозможен без сильного морского десанта. Наше командование это понимало, и ударной силой должна была служить целая дивизия морской пехоты, ядро которой составляли бы Георгиевские кавалеры.
Дивизия, это, конечно, хорошо, но для высадки нужны не только Георгиевские кавалеры, а ещё и средства доставки десанта на берег. Причём, желательно на берег необорудованный для высадки, да ещё и обороняемый противником. То есть всё то, что сейчас мы называем десантными кораблями. Но тогда подобного в мире не было. Хотя, морские десанты высаживали ещё древние греки, не менее древние римляне и все прочие.
Англичане тоже были вынуждены решать вопросы высадки десанта у Дарданелл ещё в 1915 году. Для этого они использовали самоходные десантные лихтеры типа «Х» («X Lighter»). Вообще-то лихтер — это несамоходная баржа, но англичане поставили на них бензиновые моторы (это только сейчас никого не удивит), а кроме того дооборудовали специальными мостиками, позволяющими быстрее покидать судно находящемуся на нём десанту.
Из английской операции ничего не вышло, кроме потерь. Но это была первая попытка создать специальные средства для высадки морского десанта в больших масштабах: было построено две сотни таких лихтеров. Опыт англичан не прошёл незамеченным, и в России, на заводе «Руссуд» в Николаеве, было заказано полсотни десантных барж, которые бы смогли перевозить до двух бригад пехоты, то есть около 20 тысяч человек. В чем-то они повторяли британскую конструкцию, но были больше (каждая брала по 500 человек) и мореходнее. Именовались они скромно: «Самоходная баржа в 255 тонн», про десантное назначение (из соображений секретности) не упоминали. Неформальное же название за ними закрепилось «болиндер», по названию установленного на них шведского двигателя системы «Болиндер». Построенные «болиндеры» потом использовались для перевозки грузов, им даже довелось высаживать десанты в Великую Отечественную.
Но всё-таки баржа — это баржа, а для морской пехоты нужен настоящий боевой корабль. Который и по морям ходит, да ещё и десант может огнём поддержать, если надо.
И такой корабль был создан, именно создан, специально, как боевой корабль для высадки морских десантов.
За основу взяли паровую шхуну ростовского купца Эльпидифора Парамонова. То ли он на ней зерно возил, то ли судно было рыболовецкое, толком уже никто не знает. По имени этого купца и назвали всю серию кораблей: вооруженные десантные пароходы типа «Эльпидифор».
Конструкция была, конечно, сильно изменена и иначе как передовой для того времени её назвать трудно. Специальные балластные цистерны позволяли менять дифферент, судно задирало нос и тем самым могло выйти прямо на берег, как и все современные суда этого назначения. В носовой части были специальные порты, для схода десанта и выгрузки техники. На палубе предусматривалось размещение двух гидросамолётов или двух специальных десантных (или минных) катеров. На судне установлена радиостанция (тоже не самое тогда частое явление), корабль электрифицирован, на мачте мощный прожектор.
Вооружение для 70-метрового судна с водоизмещением в 1300 тонн, по тем временам не слабое: три 102-мм пушки, два 75-мм зенитных орудия, два пулемёта «Максим».
И главное, на борт «Эльпидифор» брал тысячу морских пехотинцев, которых мог высадить на любое необорудованное побережье за тысячу миль от базы. Согласитесь, это вам не переделанная баржа, по тем временам корабль, можно даже сказать, обгоняющий своё время. В любом случае «Эльпидифор» были первыми в мире десантными кораблями специальной постройки.
Всего заказали их три десятка, позже сократили до двадцати, но в любом случае они вполне могли взять на борт целую дивизию.
Но, как мы знаем, десант на Босфор не состоялся, как и многое другое, чему помешала революция 17-го года. Построили только 14 кораблей из 20. Судьба их оказалась разной.
Три самых первых, сначала использовались как тральщики, ушли из Крыма с беженцами и позже именовались «Вера», «Надежда», «Любовь». Дальнейшая судьба их неизвестна.
Пять были достроены уже для советского флота, как канонерские лодки со 130-мм пушками. Одна лодка погибла ещё в Гражданскую, четыре в 20-е годы получили имена «Красная Абхазия», «Красный Аджаристан», «Красный Крым» (переименована в «Красную Армению»), «Красная Грузия».
Ещё шесть кораблей достроили как гражданские суда (нефтеналивные или сухогрузы), но один («Валерий Чкалов») был в Великую Отечественную мобилизован и использовался как тральщик, ещё одно судно («Красная Молдавия») использовалось в качестве танкера-заправщика в дивизионе эсминцев.
Такая вот была история канонерской лодки «Красная Абхазия» и её собратьев, такая вот важная историческая миссия должна была быть на них возложена.
Увы, но Константинополь так и не вернул себе прежнее имя Царьград, а вместо этого стал Стамбулом.
Порекомендую вам напоследок почитать мою статью: