Рецензия на спектакль "Старгород" по произведению Николая Лескова «Соборяне»

154 прочитали

 Под таким названием второй год в Москве идет спектакль – постановка одноименной пьесы Нины Садур по мотивам произведения Николая Лескова «Соборяне».

Под таким названием второй год в Москве идет спектакль – постановка одноименной пьесы Нины Садур по мотивам произведения Николая Лескова «Соборяне». Нина Николаевна Садур (Колесникова) – советский и русский драматург, прозаик и сценарист. Родилась 15 октября 1950 в Новосибирске в семье поэта-фронтовика Николая Илларионовича Перевалова (настоящая фамилия – Колесников) и преподавательницы русского языка и литературы Виктории Даниловны Колесниковой. Писать начала с детства. Скончалась после продолжительной болезни 12 ноября 2023 года в Москве. Этот очерк-приглашение на спектакль посвящен Нине Николаевне. Да упокоит ее Господь в Селениях Своих.

Помню свое близкое к потрясению состояние, когда вышла из кинотеатра после просмотра фильма Павла Лунгина «Остров» – ничего подобного тогда в нашем отечественном кинематографе не было. Настоящее захватывающее кино, хотя и не «экшн», хотя и вполне простое по содержанию, но такой необъяснимой целебной силой наполненное! Трудно представить, какую духовную жажду испытывали мы тогда, если на фильм «Остров» в столичные кинотеатры нелегко было попасть. И до сих пор с большой радостью смотрю этот фильм, когда его показывают по телевизору. Теперь уже с самым искренним восхищением слежу не за фабулой, ведь за двадцать-то почти лет сам сюжет выучен наизусть, а за великолепной тройкой актеров – Петром Мамоновым, Виктором Сухоруковым, Дмитрием Дюжевым, от игры которых всякий раз приходишь в неописуемое душевное переживание, в душевный восторг.

Вспомнился этот замечательный фильм неслучайно, потому что именно сродни этому чувство я испытала от спектакля «Старгород». Он, этот спектакль, – о русском священстве, безжалостно растоптанном годами революционного лихолетья и советского богоборчества, причем в «Соборянах» Николая Лескова это явление только-только зарождается. Но мы-то, живущие сегодня и пришедшие на спектакль, уже хорошо знаем, чем обернулось то неприятие священника Туберозова со стороны пусть и небольшой группы старгородской интеллигенции.

 Под таким названием второй год в Москве идет спектакль – постановка одноименной пьесы Нины Садур по мотивам произведения Николая Лескова «Соборяне».-2

Спектакль «Старгород» в Новом Манеже

От мудрых и очень правильных наставлений протопопа Савелия Туберозова – главного героя, талантливо сыгранного Народным артистом России Валентином Клементьевым, порой кидает в жар. И хоть по ходу спектакля эти его нехитрые «проповеди» были адресованы исключительно другому герою – драчуну и забияке дьякону Ахилле Десницыну, который как умел, часто на кулаках, ревностно отстаивал свою православную веру, но не могли они не дойти и до сердец сидящих в зале зрителей. И в какой-то момент ловишь себя на мысли, что к такому священнику, как отец Савелий, хочется пойти на исповедь.

У Николая Лескова Ахилла – не утративший детского восприятия мира пятидесятилетний человек, а в спектакле «Старгород» его играет актер Глеб Пускепалис, который гораздо моложе своего литературного персонажа. И если поначалу эта разница в возрасте как-то ощущалась, то буквально через считанные минуты о ней уже забылось, и все внимание переключилось на нового, очень симпатичного молодого Ахиллу, не полюбить которого за его по-мальчишески чистую правду было невозможно.

«Сколько вычурных поз, сколько сломанных роз…», – эти слова из известного романса в спектакле звучат в исполнении так называемой акцизницы, жены старгородского чиновника Дарьи Николаевны Бизюкиной, которую играет Юлия Чуракова. Она обладает прекрасным вокалом!

 Под таким названием второй год в Москве идет спектакль – постановка одноименной пьесы Нины Садур по мотивам произведения Николая Лескова «Соборяне».-3

Юлия Чуракова в роли мадам Бизюкиной

Как пояснил потом режиссер Андрей Горбатый, они специально подбирали актеров не только с драматическим дарованием, поэтому все занятые в спектакле артисты не просто поют – они еще и музыкально образованные. Даже есть мысль выступить однажды с концертом.

 Под таким названием второй год в Москве идет спектакль – постановка одноименной пьесы Нины Садур по мотивам произведения Николая Лескова «Соборяне».-4

Супруги-режиссеры Андрей Горбатый и Анна Шевчук

Андрей Горбатый и Анна Шевчук – однокурсники, вместе учились в Ленинградском театральном институте, где изучали режиссуру драмы, поженились в студенческие годы. Их единственный сын Андрей Горбатый-младший выбрал ту же, что и его родители, специальность: в настоящее время работает в Санкт-Петербурге режиссером. Однако принимал активное участие и в выпуске «родительского» «Старгорода». Прогон спектакля состоялся прямо накануне специальной военной операции, 23 февраля 2022 года.

Об этом я узнала позже, а во время самого спектакля мне казалось, что многие реплики и монологи подогнаны именно под это знаковое событие. Особенно когда речь шла о русской интеллигенции и когда маленький человек, некий крепостной Николай Афанасьевич в исполнении Вано Мираняна, так проникновенно говорил о России, о русском человеке, его великой ответственности перед Богом и людьми. Как выяснилось, в своих догадках я тогда ошиблась… Но вот так все сошлось!

 Под таким названием второй год в Москве идет спектакль – постановка одноименной пьесы Нины Садур по мотивам произведения Николая Лескова «Соборяне».-5

Роли Николая Афанасьевича и Ахиллы играют Вано Миронян и Глеб Пускепалис

Еще раз напомню, что поставленный по мотивам произведения Николая Лескова «Соборяне» спектакль «Старгород» идет уже второй год на площадке Арт-платформа в Новом Манеже в Москве. Автор сценария – буквально на днях отошедшая ко Господу Нина Садур. Вечная ей память!

Много лет назад этот ее почти напрочь забытый спектакль «Старгород» был поставлен в Театре имени Вахтангова. Но вот уже в наши дни новые режиссеры-постановщики – муж и жена Андрей Горбатый и Анна Шевчук – взялись за столь непростой сюжет, который сам автор назвал не иначе, как хроникой. Это хроника провинциальной жизни, где большое место занимают дневниковые записи главного героя – протоиерея Савелия. Автор сценария очень умело смогла обыграть этот момент в своем сценарии, в результате изложенные на бумаге многочисленные раздумья и размышления героя легли в основу его характера, отразились на отношении к старгородским обывателям. А я как зритель после спектакля почувствовала себя очень чистой, вымытой, почти как в храм сходила.

Режиссеры-постановщики как бы поставили этот старый спектакль на новые рельсы, дав ему абсолютно современное прочтение. Пьеса, которая названа русской эксцентрикой в двух действиях, хоть вроде бы и рассказывает о старорусской жизни давно минувших лет, но от услышанных диалогов актеров создается полное впечатление, что действие происходит сейчас, где-то в одной из сочно описанных Николаем Лесковым «забытых Богом» провинциальных окраин, что едва передвигают ногами от дремоты и лени в летнюю жару.

Супруги Андрей Горбатый и Анна Шевчук давно собирались обратиться к этому произведению русского классика, но, как оказалось, самого текста сценария у Нины Садур не было. Лишь каким-то чудом черновой материал удалось заполучить у одного из помощников режиссера Тетра имени Вахтангова, сохранившего свой экземпляр со многими пометками и записями. Нина Садур, к тому времени уже сильно больная, все-таки успела внести необходимую правку, доработать сценарий. Так спектакль получил свою новую жизнь.

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря, русскую эксцентрику в двух действиях под названием «Старгород» вновь увидит зритель. Она будет поставлена на сцене «Театрального центра на Страстном» в Москве.

Надежда ЯСИНСКАЯ

Приобрести билет можно по ссылке https://nastrastnom.ru/spektakli/nezavisimyj-proekt-andreya-gorbatogo/stargorod.