Порою пространства для игр и сами игрушки бывают довольно неожиданными. Кто бы мог подумать, что одними из интереснейших мест для детского времяпрепровождения читатели "Московских историй" считали сберкассу и почту, а на детские сбережения бежали покупать арифмометр?
борисова м.
У нас в Свиблово в моем детстве было немного сберкасс, одна из них - на улице Седова, в кирпичном семиэтажном доме на первом этаже. Около высоких окон стояли кадки с пальмами. Кассиры в нарукавниках сидят за стеклом, с окошками, кто-то считает на арифмометре. Чудесный приборчик! Покрутишь ручку - все цифры на месте. Мне иногда такое счастье доставалось. У мамы на работе была бухгалтерия. И когда она меня брала с собой, я просила главного бухгалтера покрутить. «Можно, только осторожно!» - отвечали мне. Ну я и накручивала. Но я начала про сберкассу.
Поход туда со взрослыми - это всегда надолго. Сажусь за полированный стол для посетителей - с чернильными приборами с перьевыми ручками, бланками. Набираю себе бланков. Они с одной стороны красные, с другой - черные, с обеих с частыми линеечками. Пока родители заняты, начинаю их заполнять, пишу всякую ерунду. Сама себе отправляю деньги. Суммы какие-то немыслимые - чтобы всем хватило на подарки. Всё в кляксах, руки в чернилах, весь стол в бумажках. Никто не ругает. Наконец мама освободилась, мы уходим, а за стол с бланками садится другой ребенок.
Такая же история, только с походом на почту, только там бланки другие - побольше и более плотные. Наверное,все дети нашего возраста писали и рисовали на бланках перьевыми ручками, у которых, как правило, перо царапало бумагу и очень плохо писало.
Геннадий Аленичев
В почтовом отделении Е-318, на углу улиц Щербаковская и Ибрагимова, работники, едва завидев, как ватага школьников рассаживается за столы и вооружается перьевыми ручками, недостаточно вежливо, но достаточно настойчиво выпроваживали нас за двери. Надоедали мы им изрядно - школа-то была как раз напротив и чуть наискосок от почты.
борисова м.
Почта это еще лучше! Помните запах сургуча и как почтальон хлопал по нему молотком? Я там набирала бланков, приходила домой и играла с подружками в почту. Заворачивали что-нибудь в газету, перевязывали веревочками и прилепляли пластилин вместо сургуча. Монеткой делали печать.
Виктор Терехов
У меня был одноклассник, Миша Наумов, жил, как и я, в Мерзляковском переулке, 15, в квартире этажом выше. Так мы друг другу письма с почтамта на Калининском проспекте (Новый Арбат) отправляли. Сейчас это здание (Дом связи) уже разобрали.
anzhelikazhivkovitch
В Доме связи работала моя тётушка, Лебедева Ольга Ивановна. И жила неподалеку, на Арбате. Потом их деревянный дом расселили и им дали квартиру на Новинском бульваре. Из окна был виден перекрёсток Садового кольца и Нового Арбата и знаменитый синий земной шар. В торце дома было окно в ванной. На торец часто вешали политические плакаты и окно в ванной таким образом закрывалось. Потом, при реставрации фасада, окно и вовсе заложили.
А еще - об арифмометре. В нашем доме, на Русаковской улице, был книжный магазин. В отделе канцтоваров продавался серый арифмометр за 10 рублей. В 1980 году я дождалась 15 ноября, когда у меня день рождения, и на подаренные 10 рублей купила арифмометр! Мне нравился сам процесс: крутишь ручку и рычажки издают звуки.
Принесла домой, сказали: зачем ты купила эту дрянь?! Мол, уже весь мир считает на калькуляторах! К тому времени действительно вышли в продажу даже наши отечественные, портативные, как записная книжка. Мама просила отнести арифмометр обратно в магазин. Но я ответила: мой день рождения, что хочу, то и покупаю! А практичная бабушка говорила, что надо было отложить деньги на сапоги. Но хорошие сапоги стоили дорого, на них копить и копить. А арифмометр забавный, трещит и трещит.