На днях состоялся официальный визит президента Владимира Путина в Астану. Действующий президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал встречу исторической. Лидеры заверили друг друга в намерении и дальше укреплять добрососедские отношения. На переговорах стороны обсуждали крупные проекты, но умолчали об одном — «Южном транспортном коридоре», который Россия создаст в обход Казахстана. Что всё это значит? И как оценивать отношения Москвы и Астаны?
Материал создан при поддержке 76m2
Итоги последней встречи
Казахстан и Россия тесно связаны исторически — как бывшие советские республики. Географическое положение также обязывает страны к партнёрству. Самая протяженная граница у России как раз с Казахстаном — около 7,6 тыс. км. А значит, реализация крупных взаимовыгодных проектов неизбежна.
В результате последних переговоров достигнуты договоренности в нефтегазовой отрасли, сельском хозяйстве, автомобилестроении, военно-технической сфере. Подписан солидный пакет документов, в частности, касающийся транзитных соглашений (по экспорту российского газа в Узбекистан по территории Казахстана), строительства ТЭЦ и школ.
Владимир Путин подчеркнул, что Россия остаётся ключевым поставщиком для Казахстана по многим важным позициям в области сельского хозяйства (пшеница, ячмень, мясо птицы, сахар, кисломолочная продукция). Также президент упомянул о создании дополнительных мощностей в Казахстане, необходимых для сборки российских легковых автомобилей. Он напомнил, что Россия продолжает сотрудничество в космической отрасли и военной сфере, включая подготовку кадров и обслуживание техники.
Зачем это нужно
Если взглянуть на растущий товарооборот между странами, вывод напрашивается однозначный: отношения между Россией и Казахстаном продолжают укрепляться. За 2022 г. показатель вырос на 10% и составил 28,2 млрд долларов. А за период с января по август текущего года товарооборот увеличился ещё на 7%.
Несмотря на позитивную динамику во внешней торговле, некоторые эксперты расценивают прошедшую встречу как политический шаг. Дело в том, что последние два года на фоне усиления давления Зaпада сформировался негативный информационный фон, влияющий на отношения двух стран.
«Главные итоги этого визита нужно рассматривать все-таки не в плоскости экономического сотрудничества, а в политической сфере. Поскольку тот набор соглашений, который был заключен, при всей их важности - все-таки строительство ТЭЦ или школ, или транзит газа в Узбекистан – это все-таки не президентский уровень», — отмечает российский эксперт, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Александр Князев. Источник: интернет-ресурс Радио Sputnik
Негативный фон и его последствия
Негативный фон действительно есть, и возник он не на пустом месте. Взять, к примеру, решения Казахстана относительно параллельного импорта, принятые весной текущего года. Под давлением Запада страна начала препятствовать попыткам России смягчить сaнкционный удар. Как сообщило издание Financial Times, в апреле Казахстан запустит систему учёта ввозимой и вывозимой продукции, которая позволит отслеживать маршрут транспортировки товара в режиме реального времени, чтобы предотвратить обход антироссийских сaнкций.
Таможенный суверенитет для Казахстана стал разменной монетой. Центральная Азия, таким образом, стала подконтрольна Штатам. Интерес гегемона в этом регионе понятен: он обусловлен близостью главных геополитических противников — России и Китая. И ущерб на себе ощутили все страны из противоположного лагеря, ведь Казахстан служит своего рода воротами в Центральную Азию.
Казалось бы, Токаев сделал свой выбор. Ради дополнительных доходов Казахстан поддержал сторону Зaпада. Однако это не вяжется с многократными заявлениями лидера страны о том, что он собирается сделать страну главным хабом в Центральной Азии. Он считает, что Казахстан должен дополнительно зарабатывать за счёт торгового транзита по Транскаспийскому коридору.
Вопрос в том, сможет ли Токаев усидеть на двух стульях. Однозначного ответа пока нет. Очевидно лишь то, что за предательство придется платить высокую цену. Участники Шанхайской организации сотрудничества, куда входит и Казахстан, договорились создать мультимодального транспортного коридора из России в Центральную Азию, но в обход Казахстана. Транспортный форум прошёл в Ташкенте 1 ноября, где и был подписан документ о создании указанного коридора.
Если проект будет реализован, Казахстан лишится внушительных размеров транзитных доходов. Похоже, что Москва дает понять Астане, как важно не перейти красную линию.