Главные герои старик и старуха, им по 70 лет. Живут они бедно.
Старик встречает березу. Это встреча как возможность обрести мудрость и духовные дары в конце жизни. Своеобразный экзамен, который который мы проходим перед встречей со смертью.
Береза символизирует связь неба и земли. Шаманы называют ее космическим деревом. Она помогает человеку возродится духовно.
К сожалению этого не происходит с героями сказки. Они не способны увидеть истинные дары березы.
Старуха как злая ненасытная мать требует от старика использовать волшебную березу в личных целях.
Береза выступает в роли Великой Матери, дающей все для жизни (лучину, дрова, муку), даже золото.
Когда низменные, животные желания преобладают в человеке, то ум захвачен ими полностью. В сказке старик безропотно выполняет приказы старухи. Можно сказать, что человек с такой структурой не знает себя, не развился в течении жизни. Не научился использовать свой творческий потенциал, а идет на поводу своих инстинктов, своей животной природы. Старик как мужчина не устанавливает правила, не соблюдает законы природы, полностью подчиняется женской природе. Он остался ребенком, не развил в себе маскулинность.
Поэтому когда удача пришла к нему, то он не способен использовать его на большие цели. Такой человек только эксплуатирует волшебство как маленький ребенок. И с каждым разом ему надо больше, точнее он идет на поводу желаний своей жены-матери.
Интересно что в сказке береза не показывает своих эмоций, лишь в конце когда старик и старуха придумали превратиться в чудовищ, зашумела листьями, как будто предупреждая: “Бойтесь своих желаний. Они исполняются”.
Верх желаний это обретение богатства - два сундука золота. Золото как источник духовного и материального богатства был у стариков в руках, но неразвитое сознание человека не позволило ему воспользоваться богатством в полной мере, а лишь сосредоточилось на защите золота в сундуках, чтобы не украли другие люди. Золото остается лежать мертвым грузом, спрятанное в доме.
Финал сказки - старик и старуха превращаются в медведей. Их все боятся и люди и животные. Человек возвращается к своей животной природе. В наше время его бы назвали социопатом.
Если сравнивать эту сказку с сюжетом о золотой рыбке, то мы найдем много общего. Золотая рыбка как Великая Мать из вод моря рождает все просимое. Она может все.
Злая старуха хочет владеть и управлять рыбкой, самой Великой Матерью. Старик же не образумил старуху, не выступил в защиту мирового порядка вещей и все возвращается к началу сказки. Герои проходят один и тот же уровень игры.
Выводы.
В каждом человеке есть животная природа и заложен творческий потенциал. И к старости мы приходим с разным внутренним миром.
Если удалось хоть немного приоткрыть в себе творца, то встреча с рыбкой или березой обернется расцветом и богатством. Чтобы им владеть и распоряжаться нужны знания и опыт. Чему мы и учимся пока растем. Возраст старика и старухи как будто подводит итог нашей жизни. Мы сдаем незримый экзамен перед миром. Оценки же мы получаем согласно уровню своего развития.
Скажи мне свои желания, и я скажу кто ты.
Когда в этом возрасте все желания сосредоточены на себе, когда в картине мира нет близких, друзей, соседей, то это бедный внутренний мир. Золото души, душевного света тратятся на только эгоистические низменные желания. Душа (психика) осталась на уровне животного мира и не перешла в мир человеческий.
Думаю, что сказка о красавице березе предупреждает каждого смолоду нужно учиться, развиваться, приносить пользу другим людям. Тогда не будет такого печального конца. И старик со старухой не превратятся в медведей.
Автор: Небыт Наталья Николаевна
Психолог, Бизнес-тренер расстановщик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru