Кстати, если говорить об Ибрагиме, то в первое время после восшествия на престол, он зарекомендовал себя довольно грамотным правителем.
Во-первых, категорически отказался, хотя на него сильно давили министры Дивана, менять что-либо в руководстве страной, заявив довольно твердо:
— Я так решил!
Визири переглянулись немного растеряно, видимо, не ожидали подобного, но молча склонили головы.
Во-вторых, дал распоряжение Великому визирю Каре Мустафе-паше продолжить реформы, начатые его предшественником. Причем распорядился развивать направления, которые приносили положительный результат. и дохож в казну. Надо сказать, тут удивилась даже Кесем, ибо она никак не предполагала, что сын, которого и близко не подпускали к власти и не учили управлять страной, проявит грамотность в подобных вопросах. Более того, он даже сказал:
— Не стоит менять того, что уже хорошо себя зарекомендовало. Будем двигаться прежним проверенным курсом.
Благодаря этим его действиям в стране наблюдалась некоторая стабильность, народ слегка выдохнул и перестал посмеиваться над правителем. Все как-то забыли, что нарекли его безумным, наоборот, хвалили и радовались. Людей понять было можно. Султан Мурад перед смертью и верно сильно начудил, устроив настоящий террор. Многие просто устали жить в страхе и оглядкой по сторонам, вот и радовались происходящему. Словом, действия Ибрагима смотрелись очень даже грамотно. Довольно скоро принятая им программа помогла восстановить экономику, подорванную военными кампаниями его предшественника. Более того, он категорически стоял за мирную политику, объявив всем, что войны несут разруху стране. Главный акцент было предложено делать на развитие торговли и экономике.
Довольно скоро был подготовлен и выпущен подробный кодекс для торговли, который понравился всем купцам и торговцам, но еще больше понравился Кесем, настолько грамотно в нем все было продумано. Ему даже удалось сделать то, что не мог сделать султан Мурад. Он сумел восстановить централизованную власть над непокорными бейлербеями в провинциях, чем также очень удивили всех. Многие понимали, что во многом эти начинания делались с подачи паши и валиде, но результат был налицо. Однако никто не отрицал: многое Ибрагим предпринял сам, без подсказок. Например, он распорядился проверить работу всего административного аппарата, после чего сократил число чиновников, которые получали жалование из казны и ничего не делали… Благодаря сделанному, ему удалось стабилизировать монету и установить контроль за проведением денежных операций.
Совершенно неожиданно султан вдруг предоставил визирям возможность действовать самостоятельно. Объяснил просто: пусть учатся отвечать за свои поступки! Кесем прекрасно понимала — это решение потом еще сильно аукнется. Власть остается властью, когда все строго контролируется. Успокаивало лишь одно: Ибрагим не отстранился от управления и старается сохранить контроль. Каждый день он внимательно знакомится со всеми документами и внимательно читает отчеты Великого визиря, так что на данном этапе беспокоиться не стоит. Опять же, султан сам пишет ответы на все послания и обращение и не перепоручает это кому-либо. Чего, кстати, никогда не делал Мурад, который считал, что это не его забота. Есть люди, которым платят зарплату, следовательно, с них и спрос.
Кроме того, с готовностью принял предложение матери сократить количество янычар и сипахов, на которых она давно точила зуб, что также принесло положительные результаты. Подобным образом удалось сократить расходы на содержание армии и существенно уменьшить эту орду, всегда готовую к бунту.
А потом Ибрагим и вовсе стал брать пример с других повелителей, особенно старался походить на своего прадеда султана Сулеймана. Взял за привычку, также, как и он, инкогнито осматривал рынки столицы, а затем приказывал исправить замеченные нарушения. Выслушивая доклады евнухов, Кесем не могла нарадоваться. Получается, зря его все считали безумным! Все у ее мальчика идет как надо!
Лишь одно сильно беспокоило заботливую валиде. Она стала замечать, что сын легко попадал под влияние своих фаворитов, которых вокруг него становилось все больше и больше. Все они роем кружились вокруг трона султана и каждый образно говоря, тянул одеяло на себя. В итоге стала замечать, что мнение молодого и пока еще неопытного падишаха стало зависеть от того, кто на данный момент находился в числе особо приближенных...
Ну а потом случилось, то, к чему в принципе, она была морально готова: Ибрагиму наскучило быть султаном. У него появились другие интересы... И Кесем ничего поделать не могла. Проклятое окружение стало направлять его взоры в другую сторону.
Публикация по теме: Одинокая волчица, часть 2, книга 3
Продолжение по ссылке