Мало кто знает, но у комедийного шедевра 1973 года (реж. Л. Гайдай) есть литературная основа. Да не абы какая, а пьеса, вышедшая из-под пера признанного гения Михаила Афанасьевича Булгакова в тридцатые годы прошлого столетия. Самое удивительное, что это тот редкий случай, когда книга практически без изменений легла в сценарий. В тексте изменены лишь несущественные детали на более благозвучные и современное. Например, патефон на магнитофон, или одеяние Иоана: по книге вместо своих «царских шмоток» он облачается в старый брючный костюм Милославского (а сам Жорж переодевается в момент кражи в щегольское одеяние Шпака, заботливо упаковав свой старый костюм в газетный свёрток), что и делало его сходство с управдомом практически портретным, но в фильме царь облачается в спортики «Динамо», разумеется, ради комического эффекта современных реалий (тем более, что за эту команду болел сам Гайдай, тогда как Яковлев болел за «Спартак», в результате родился экспромт, разлетевшийся на цитаты). Ещё бы
«Иван Васильевич меняет профессию»: сравнение фильма и книги
14 ноября 202314 ноя 2023
228
2 мин