Вчера я начал обзор такого персонажа восточнославянской мифологии как Доля, вкратце обрисовав, что же он, сей персонаж, (или она, Доля) из себя представляет в общих чертах. Ссылку прилагаю:
Теперь перехожу от общего к частному.
Сегодня рассказываю о том, как, собственно человек наделяется Долей – персонификацией судьбы.
Однозначных представлений о том, как появляется Доля, нет. По одним она рождается вместе со «своим» человеком, по другим нарекается при рождении матерью, по третьим – даётся свыше: ангелом, богом или рожаницами.
В соответствующих представлениях о Доле отражается древний культ предков.
Долей человек наделяется всегда в единственном экземпляре, другой нет и не будет.
Специалист по традиционной славянской культуре Елена Евгеньевна Левкиевская сравнивает Долю с куском от общего пирога: кому-то достаётся с малой частью начинки, кому-то из середины (где начинки побольше), а кому-то и вовсе горелая корка.
Свой «кусок», какой бы он ни был, свою Долю человек должен избыть всю целиком, не уклоняясь.
У украинцев Долей иногда называется душа почившего пращура, что является в дом к живым родичам и приносит с собой добро или зло.
В дальнейшем Доля может оставить человека, если он ведёт неподобающий образ жизни (грешит), после его смерти либо с ним умирает, либо сидит на могиле, либо посещает дома родственников.
См. также
Список использованной литературы
- Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
- Доля / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: энциклопедический словарь словарь
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона