Найти в Дзене

Урок 6. Курсы, относительно ветра. Галсы. Маневры под парусами

5 урок по ссылке:

Курс яхты, относительно ветра - это угол, под которым яхта движется к ветру. 

Курсы бывают острые, когда угол к ветру меньше 90* и полные, когда он больше 90*.  В то же время, если угол меньше, 40*- 45*, то яхта двигаться не сможет, так как под таким углом ветер не сможет наполнить парус. Это положение яхты относительно ветра, называется «левентик», то есть к цели, находящейся против ветра парусная яхта идти может только под углом 40*-45* (одним галсом), проходить какое-то расстояние, делать поворот, пересекая зону левентика, снова идти под углом 40-45* (другим галсом) и так далее, делая повороты с одного галса на другой, пока не достигнет цели. Такое движение галсами называется лавировка

Ветер дует с одной стороны для всех, но, поскольку яхта движется под углом к ветру, то ветер будет попадать только в один из ее бортов. Если ветер попадает в правый борт, то яхта идет правым галсом, в левый - левым

Ветер дует яхтам  в правый борт. Правый борт наветренный, левый подветренный.  Яхты илут правым галсом..
Ветер дует яхтам в правый борт. Правый борт наветренный, левый подветренный. Яхты илут правым галсом..

Здесь еще нужно ввести два понятия: наветренный и подветренный борта. Тот борт, в который дует ветер, называется наветренный, противоположный - подветренный

Правый и левый галсы.
Правый и левый галсы.

Здесь, ветер дует из середины картинки на нас, ближняя яхта идет правым галсом, под углом 45*, к ветру, дальняя левым, под таким же углом. 

        Курсы относительно ветра. 

Самый острый курс, относительно ветра, при котором яхта может идти, называется бейдевинд. То есть, к цели, находящейся против ветра от нас, мы сможем идти в лавировку, совершая повороты, с бейдевинда правого галса, на бейдевинд левого галса. 

-4

Следующий курс относительно ветра называется галфинд - вполветра. Он находится  около 90* к ветру. Условно, его можно отнести к полным. 

-5

 Бакштаг - это курс, приблизительно 100-170* относительно ветра. 

И последний курс - это фордевинд  около 180*, то есть ветер попадает в корму яхте. 

Теперь, взгляните на картинку, где показано, что на каждом галсе, яхта может ходить от, примерно, 40* до 180*.

-6

Процесс, при котором яхта меняет угол, относительно ветра в большую сторону называется уваливание, в меньшую - приведение

Во время уваливания (дальше от ветра) паруса травят, постепенно отпуская шкоты так, чтобы паруса всегда были наполнены ветром, без заполаскивания. 

Заполаскивание - это когда в парус ветер попадает с обеих его сторон, с наветренной и подветренной, что приводит к тому, что парус перестает правильно работать и становится похож на флаг, трепещущий на ветру. 

При приведении (ближе к ветру), паруса постепенно добирают, вовремя убирая заполаскивание. 

         Поворот оверштаг. 

Если паруса уже добраны до конца, но все равно заполаскивают, значит рулевой привелся очень сильно и попал в зону левентика. Нужно увалиться до бейдевинда или сделать поворот, потому что иначе, скорость яхты сильно упадет.

-7

Поворот, при котором яхта , идя с добранными парусами, приводится, пересекает зону левентика  (линию ветра) носом и переходит с бейдевинда одного галса, на бейдевинд другого, называется поворот оверштаг. При этом повороте, шкоты стакселя, на одном борту травят, а на другом добирают. Грот переходит на другой борт самостоятельно, так как у него один шкот, расположенный в кокпите. 

        Поворот фордевинд.

Поворот, при котором яхта , идя курсом бакштаг или фордевинд, с растравленными парусами, пересекает линию ветра кормой, называется фордевинд. При этом повороте, курс яхты (как относительно земли, так и относительно ветра) практически не меняется, так как линия ветра, в этом случае, именно линия, и она намного меньше зоны левентика, которую надо пересечь при повороте оверштаг, поэтому, особенно в сильный ветер, не стоит допускать непроизвольного поворота фордевинд, чтобы избежать поломок или травм во время перелета гика с борта на борт по большой амплитуде.

-8

Паруса переносят так: 

Грот: добирают гика-шкот, чтобы уменьшить амплитуду перелета гика, пересекающего линию ветра и после того, как парус надулся на новом борту, сразу травят. 

Спинакер и геннакер переносят брасами. У спинакера еще перестегивают спинакер-гик. Техники исполнения обоих поворотов лучше изучать на практике. Видео по ссылке ниже, а о том, зачем мы, вообще, ставим геннакер или спинаке, а также действия экипажа при работе с парусами будет в 7 уроке.

В очень сильный ветер, из-за опасности поломок или травм, иногда, вместо поворота фордевинд, выполняют поворот «коровий оверштаг», когда яхта, сначала приводится с курса фордевинд до бейдевинда, делает поворот оверштаг и потом уваливается до фордевинда на новом галсе.

-9

На сегодня всё, продолжение следует)

Все темы со ссылками на уроки, здесь: