Найти тему

Урок 5. Дельные вещи. Основные команды при работе с парусами

4 урок по ссылке:

Дельные вещи - это общее название всех приспособлений для крепления, проводки и работы со стоячим и бегучим такелажем. 

Без дельных вещей невозможно вооружить ни одну яхту, так как чтобы поставить мачту, прикрепить гик, провести все фалы, шкоты и оттяжки - вам понадобятся дельные вещи. 

Блоки служат для того, чтобы минимизировать повреждения фалов, шкотов, оттяжек и уменьшить нагрузку на членов экипажа во время работы с бегучим такелажем. Пропущенный через 5 блоков, конец (веревку) тянуть легче, чем пропущенную через 3 блока. 

-2

Но количество блоков бывает ограничено правилами класса яхты. 

Мочки или такелажные скобы служат для прикрепления блоков к палубе, мачте, углу паруса или другим блокам.

-3

Мочки, в основном, изготавливают из нержавеющей стали, но можно сплести ее и из прочного троса, что, значительно облегчит конструкцию. О том, как это сделать, будет видеоурок. 

Стопора служат для того, чтобы зафиксировать конец в нужном положении.  Стопора используются, когда речь идет о тех концах, с которыми приходится работать, ослабляя натяжение или усиливая его. 

-4

Если же конец один раз настраивают и больше им не пользуются, то можно использовать утку

-5

Талреп применяется для крепления вант и штага к палубе и служит для регулировки их натяжения: при раскручивании талрепа натяжение ослабевает, при закручивании усиливается. Важно следить, чтобы резьба верхнего и нижнего винтов шла одинаково. 

Также, для регулировки натяжения вант, используются вантпутенсы, но они менее удобны, так как для изменения натяжения тросов, нужно переставить палец с одного отверстия в другое, а это менее удобно по многим причинам, поэтому вантпутенсы используются намного реже

-6

Лебедка - это устройство, позволяющее, с меньшими усилиями работать с бегучим такелажем, а так же для подъема якоря и при выполнении других операций. 

-7

Важно следить, чтобы обороты (шлаги) шкота или фала на лебедке шли параллельно друг другу, так как если они перехлестнутся, то освободить конец будет сложно из-за высокой нагрузки на него. 

Дельных вещей значительно больше, чем я описала, но об остальных вы узнаете уже на практике. Они применяются всегда и необходимо иметь запас мочек, блоков, стопоров, чтобы в случае поломки или потери, можно было их заменить. 

Пример использования конструкции из блоков, мочек и стопоров - это оттяжка гика или гика-шкот:

-8

Теперь, когда вы познакомились с основными элементами вооружения парусной яхты, пришло время переходить к самому вооружению и, для того, чтобы вы могли поднять паруса и начать работать с ними, вам понадобится ряд терминов, о которых и будет следующая часть урока.

Поднимаем грот/стаксель и т.д. мы без каких-либо терминов. Изредка, применяется слово «вира».

Опускаем уже с применением команды «Руби грот (стаксель и т.д.)!», также применяется команда «Убираем грот (стаксель и т.д.)» или «Майнаем…» от слова «майна»

«Добрать грот (стаксель и т.д.)!» - потянуть за шкот. 

«Потравивить грот (стаксель и т.д.)!» - ослабить натяжение, но не отпустить совсем. Как правило, потравить или добрать следует на несколько сантиметров, при незначительном изменении курса яхты, но бывает и больше, при сильном изменении курса яхты. 

«Отдать гика- (стаксель-) шкот!» - это значит совсем отпустить и сделать это надо быстро.

Сразу скажу, что для быстрой работы, на яхте, принято использовать короткие команды, которые исключают недопонимание. Из-за сильного ветра, какие-то дополнительные слова могут быть услышаны неверно и маневр будет выполнен с опозданием, что может привести к аварии, поэтому готовьтесь сразу к тому, что слова капитана - это не просьбы, а команды, к которым надо относиться, как к приказам и немедленно выполнять. 

Капитан - это человек, который на яхте отвечает за все и всех, а значит, он - первый после Бога. Его команды не обсуждаются, потому что с места капитана, находящегося на корме, видна вся обстановка, как на самой яхте, так и вне ее, в то время, как члены экипажа видят только часть общей картины. 

До встречи на следующем уроке. 

Все темы со ссылками на них здесь: