Клевать лысину засевшему в Оке Ужаса Лоргару — занятие достойное, однако, судя по сольнику, у примарха Коракса до Ереси было много других обязанностей. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о сольнике Коракса — повести Гая Хейли «Корвус Коракс, Властелин Теней».
От большинства других сольников примархов этот отличается композицией. Нам расскажут не только о Кораксе и его легионе, но и об Освобождении и его жителях.
Основная линия — это, конечно, линия самого Коракса. Хейли решил поведать о его ранней и, увы, провальной кампании. Вообще с некоторой точки зрения Коракс — один из самых невезучих примархов: авторы БЛ как будто соревнуются, кто устроит бедолаге побольше горестей. А ведь Гвардия Ворона недаром снискала уважение граждан. Однако Хейли решил раскрыть характер примарха именно через эту, неудачную.
Поклонники Ультрадесанта ценят повесть за ее первую главу, в которой Коракс встречается с Жиллиманом. Эта глава написана ради того, чтобы показать ценности обоих примархов. По мнению обоих, задачей примархов будут не бесконечные сражения, а созидательная деятельность по их окончании. Уже по одному этому ясно, с кем мы имеем дело. Коракс — идеалист. Причем самого благородного, возвышенного толка. К сожалению, идеи и идеалы плохо выдерживают столкновение с реальностью.
Реальность заключается в Каринейском Содружестве. Его уже довольно давно осаждает Имперская Армия под командованием некоего Фенка. Фенк запросил помощи у Повелителей Ночи… но прислали Гвардию Ворона.
Иногда приведение к Согласию изображается так: жили-были добрые люди, вдруг откуда ни возьмись явились посланцы Империума и ну причинять пользу кровавыми способами. Судя по рассказу Абнетта «Выродок», на самом деле в девяти случаях из десяти Согласие достигалось дипломатией. А уж если мир оказывает сопротивление, то можно не сомневаться: с этим миром что-то очень не так. Каринейское Содружество с самого начала позиционируется как мир крайне проблемный. И Коракс сотоварищи постарается захватить его исходя из собственных представлений о том, что правильно: сберечь инфраструктуру, пощадить гражданских, расправиться только с теми врагами, которые наносят ущерб самим Гвардейцам Ворона, в общем, сразиться по-рыцарски, хотя и из теней. Воронята не Альфарии, они не беспринципны, их стиль — выверенные точечные удары.
Что, по замыслу примарха, должно свести к минимуму сопутствующий ущерб и жертвы среди мирного населения…
Среди каринейцев сочувствовать особо некому. И это подталкивает читателя повнимательнее присмотреться к главным героям — Кораксу и его товарищам. Коракс отличается от многих примархов тем, что его легион для него — семья. Наряду с астартес в число его доверенных лиц входит Настури Эфрения, девочка, с которой он вместе вырос. Пусть она занимает скромную должность диспетчера (хотя Соухоноу характеризует ее как отменного бойца), но общее прошлое для примарха на первом плане.
Очень много толков породило обращение Коракса с терранской частью легиона. Зато мы узнаем, как получился «самый брутальный и бесчеловечный орден» Космодесанта. Еще одна проблема ГВ — это Моритат. Но Коракс, в общем, выкрутился, найдя, к какому делу приставить и тех, и других.
Хейли с его любовью к космической и научной фантастике развернулся, описывая Каринейское Содружество, его миры, спутники, флоты и чудовищное оружие.
Гнев Коракса, его нежелание прислушаться к товарищам и яростное стремление сперва покарать того, кто это заслуживает, — все это вообще понятно, чисто по-человечески даже можно быть на стороне примарха, пока не выясняется, к чему это все привело. Нет, Коракс не глуп, он сделает выводы. Но миллионам погибших из-за его ошибки уже не помочь. Сдается мне, что Коракс — наименее приспособленный к вечной войне примарх. Он абсолютно не создан для войны. Боец — да, освободитель — да, революционер — да. Военачальник… ну, если вспомнить «Жука в муравейнике», Лев Абалкин в итоге стал хорошим прогрессором, но для него это закончилось срывом. А Варха далеко не Мир Полудня. Хотя Императора устраивали и примарх-шизофреник, и примарх без части мозга, по сравнению с ними лояльный и добросовестный примарх-неврастеник — не худший вариант.
Хочется мне немного поговорить о второй сюжетке сольника — Освобождении и борьбе его жителей со злоупотреблениями Механикум. В ней видны четкие исторические отсылки, причем к недавнему прошлому Великобритании. Дело в том, что в Ирландии и Шотландии в 80-х — времена зарождения Вархаммера — было очень много радикальных, экстремистских, а то и прямо террористических организаций и ультраправого, и левацкого толка. Название «Шинн Фейн», я думаю, многим знакомо. Сюжетная линия Освобождения, похоже, вдохновлена деятельностью этих группировок. И, с одной стороны, претензии к Механикум совершенно справедливы, а с другой — террор никогда еще не приносил ни свободы, ни справедливости, он приносил только страх и ненависть…
Есть какая-то трагическая ирония в том, что Коракс пытается нести добро Галактике, в то время как на его собственной планете царит эксплуатация и террор.
Чего бы мне хотелось от этой книги, так это более подробного, не столь поверхностного рассказа о событиях на Освобождении. Или просто большего объема, который позволил бы лучше раскрыть многих персонажей: видно, что их сюжетки задумывались как более обстоятельные. Или, может быть, все-таки немного любви автора к персонажу — ведь Коракс единственный примарх, чей сольник посвящен не «тяжелой» или «спорной», а прямо провальной кампании. Хейли показал много достоинств Коракса, но все они оказались перечеркнуты этим провалом в глазах читателя.
А жаль.